Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа банковской отрасли в России
1.1 Характеристика рынка банковских услуг
1.2 Правовые основы действия банковской отрасли, налогообложение
1.3 Концентрация фирм на рынке
1.4 Характеристика барьеров входа на рынок
Глава 2. Анализ банковской отрасли в России
2.1 Анализ концентрации на рынке, показатели концентрации
2.2 Анализ спроса и предложения на рынке банковских услуг
2.3 Барьеры входа на рынок банковских услуг
Глава 3. Прогноз развития рынка банковских услуг
3.1 Прогноз рынка банковских услуг
3.2 Перспективы рынка банковских услуг
Заключение
Список литературы
В рыночной экономике банковская деятельность все больше и больше набирает значения в общественной жизни. Банки различных уровней своей деятельностью глубоко проникают в сферы экономики, активно обслуживают и влияют на экономические и социальные процессы в стране. Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенные функции. Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские и иные операции, банки подчиняются экономическим законам, общим и законодательным нормам.
На современном этапе развития экономических процессов в стране наблюдается тенденция к увеличению коммерческих банков. В настоящее время насчитывается 939 коммерческих банков, в основном, коммерческие банки универсальные, то есть выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.
Выполнение банковских операций с широкой клиентурой – важная особенность современной банковской деятельности в России. Ведущие коммерческие банки России стремятся предоставлять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских продуктов и услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам. Эффективная система банковских операций с широкой клиентурой может и должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Обеспечение нормальной конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием соблюдения интересов потребителей, повышением количества и качества предоставляемых услуг.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.
Кризис на финансовых рынках непосредственно отражается на банковской деятельности. Банковская система одной из первой принимает на себя негативные последствия кризиса, что проявляется в следующем:
- кризис неплатежей — несвоевременное исполнение обязательств перед клиентами;
- неплатежеспособность клиентов банка;
- невозможность заимствования денежных средств на рынке межбанковского кредита;
- ухудшение качества кредитного портфеля.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что банковские продукты и услуги являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банка и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития национальной экономики.
Целью данной работы является анализ банковской отрасли в России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы анализа банковской отрасли в России;
- Провести анализ рынка банковских услуг в России;
- Предложить пути развития рынка банковских услуг в России.
Работа включает следующие составные элементы: введение, три главы и заключение, список литературы и приложения.
В первой главе изучены теоретические аспекты анализа банковской отрасли в России, а именно характеристика банковских услуг, правовые основы действия банковской отрасли и налогообложение, концентрация фирм на рынке, характеристика барьеров входа на рынок.
Вторая глава содержит анализ рынка банковских услуг: анализ концентрации на рынке, показатели концентрации, анализ спроса и предложения на рынке, барьеры входа на рынок банковских услуг.
Третья глава включает прогноз развития рынка банковских услуг в России: прогноз рынка банковских услуг, перспективы рынка.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа банковской отрасли в России
1.1 Характеристика рынка банковских услуг
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
- размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Деятельность банка носит производительный характер. Продуктом банка является формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом.
Реализация банковских продуктов и услуг - важнейший вид деятельности любого коммерческого банка. Стратегической целью банка и всех его служб является увеличение прибыли посредством привлечения максимального числа клиентов, расширения рынка сбыта своих продуктов и услуг, увеличения рыночной доли.
В настоящее время конкуренция на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг, т.е. создавать своего рода банковские универмаги с обслуживанием клиента с одного прилавка.
Диверсификация банковских операций привела к тому, что банки на Западе стали называть финансовыми универмагами. В США появились рекламные объявления американских банков следующего содержания: «Ваш банк - финансовое учреждение с полным набором необходимых вам продуктов и услуг».
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту свыше 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам, как сохранять старых клиентов, так и увеличивать их число за счет притока новых. Деятельность современных коммерческих банков подвергается постоянным изменениям. Меняются формы банковской деятельности, методы конкуренции и управления, расширяется ассортимент банковских операций.
Следует отметить, что широкий спектр банковских продуктов и услуг предлагают почти все банки США, Европы, Японии и ряда других стран, при этом перечень предоставляемых продуктов и услуг быстро растет. В связи с этим возрастает роль маркетинговой деятельности банка, содержание и цели которой существенно изменились в последние годы под влиянием усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой [9, c. 45].
Сегодня маркетинговая стратегия банка предполагает ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиента. Философия маркетинга качественно меняет отношения между банком и клиентом.
Банк – это кредитно – финансовый институт, предлагающий широкий спектр продуктов и услуг, прежде всего относящихся к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные функции по отношению к физическим и юридическим лицам.
Важным спектром банковского маркетинга является определение конкретного банковского продукта или банковской услуги.
Банковский продукт – это банковский документ (свидетельство), который выпускается банком для обслуживания клиента и проведения банковских операций [2].
Банковскими продуктами являются векселя, чеки, банковские проценты, депозиты, сертификаты (инвестиционный, депозитный, сберегательный, налоговый) и т.п.
Банковская услуга – это банковская операция по обслуживанию клиента.
Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли.
Так, банковский процент по депозитам есть банковский продукт, а его постоянная выплата представляет собой банковскую услугу. Открытие банковского счета - это продукт, а обслуживание по счету - услуга, но при этом и продукт и услуга предполагают получение дохода в виде комиссионных [8, c. 189].