ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1Экономическая сущность деловой активности предприятия и ее классификация
1.2 Информационное обеспечение анализа деловой активности
1.3 Методика анализа деловой активности предприятия
Выводы
2. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СКАЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ деловой активности предприятия ООО «Скай»
2.3 Направления повышения деловой активности предприятия
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Деятельность современных предприятий осуществляется в условиях интеграции отечественной экономики в глобальное мировое экономическое пространство, а следовательно, сопровождается нестабильным характером процессов и явлений, влияющих на состояние, динамику и направленность развития производственно-хозяйственных систем. Такая ситуация формирует новые требования к функционированию предприятий, их умению оперативно реагировать и приспосабливаться к факторам меняющейся рыночной среды, оптимально используя имеющиеся ресурсы и управленческие инструменты с целью получения не только краткосрочных экономических благ в виде прибыли, но и обеспечение активной рыночной позиции, увеличение общей стоимости предприятий. Именно поэтому в современных экономических условиях одной из главных категорий успешного функционирования и развития предприятий является деловая активность, характер проявления которой определяется механизмом управления предприятием.
Сущность и роль деловой активности является многокритериальной, а качественное управление ею обеспечит повышение потенциала предприятий, минимизацию возможных рисков и неудач в условиях неопределенности. Объективность оценки уровня деловой активности предприятия определяет эффективность принимаемых управленческих решений, от которых зависят активность использования производственных технологий и финансовых ресурсов, уровень развития персонала, инновационная и рыночная активность предприятия и тому подобное. Это обусловливает необходимость исследования деловой активности как системной управленческой категории, состоящей из многих показателей отдельных сфер деятельности предприятий, а ее уровень зависит от действенности комплекса применяемого управленческого инструментария.
Исследование инструментального аппарата анализа деловой активности предприятий нашли свое отражение в трудах многих ученых, таких как О.А. Александров И.А. Ансофф, Е.Ю. Антипенко, В.В. Бочаров, Н.В. Войтоловский, В.В. Ковалев, М.В. Леткина, Т.У. Турманидзе, А.Д.Шеремет и др. Проблемы повышения деловой активности предприятий и ее оценки освещены зарубежными учеными Дж. К. Ван Хорн, С. Майерсом и Р. Брейли, Ю. Бригхема. Исследование теоретических и практических разработок этих авторов позволяет утверждать, что ими сформированы в целом теоретические основы и практический инструментарий анализа деловой активности предприятий, однако требуют дальнейшего решения проблемы повышения деловой активности предприятий.
Поэтому предложение практических рекомендаций по повышению деловой активности предприятий определяют не только актуальность темы курсовой работы, но и ее цели и задачи.
Цель курсовой работы – совершенствование теоретических и практических основ анализа деловой активности предприятия.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты анализа деловой активности предприятия;
- рассмотреть методику анализа деловой активности предприятия;
- выполнить анализ деловой активности на примере объекта исследования;
- предложить направления повышения деловой активности предприятия.
Предметом исследования работы являются теоретические и прикладные основы формирования и совершенствования инструментария анализа деловой активности предприятий.
Объектом исследования работы является деловая активность ООО «Скай».
Для проведения практического исследования установлен хронологический ряд 2016-2018 гг.
Информационную основу работы составила законодательная база по исследуемому вопросу, статьи отечественных и зарубежных ученых, учебники, учебные пособия, а также первичные и синтетически документы и финансовая отчетность предприятия.
В ходе исследования для решения поставленных задач применялись такие общенаучные методы познания, как: синтез, анализ, комплексность, системность, метод сравнительного горизонтального и вертикального анализа, абстрагирование, дедукция, индукция, моделирование.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы и степень ее разработанности, определены цели и основные задачи, объект и предмет исследования, информационная основа, методы проведения исследования, хронологические границы исследования, даются сведения структуры и объема работы.
В первой главе курсовой работы обоснованы теоретические основы анализа деловой активности, раскрывается сущность деловой активности как управленческой категории, вопросы информационного обеспечения анализа деловой активности, а также рассмотрены методологические подходы к анализу деловой активности на предприятии.
Во второй главе выполнен анализ деловой активности на примере ООО «Скай» и разработаны предложения по повышению деловой активности на предприятии.
Заключение содержит основные выводы, сделанные по итогам проделанного исследования.
Список использованных источников и литературы содержит библиографическое описание литературных источников, используемых в процессе исследования.
1. Теоретические аспекты АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность деловой активности предприятия и ее классификация
Важным индикатором эффективности использования ресурсов предприятия в условиях нестабильной экономики является его деловая активность. Именно поэтому определение сущности деловой активности и показателей ее оценки является чрезвычайно важным вопросом современности.
В понятии «деловая активность» ключевым аспектом для его понимания и трактовки является именно «активность».
Рассматривая активность с философской точки зрения, она трактуется как действенность, действенное поведение; действенное участие в чем-то.
В психологии активность характеризуется как деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. При этом имеется в виду восстановление энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире.
С.Ю. Головин определяет активность как понятие, выражающее способность живых существ осуществлять произвольные действия и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей, то есть общая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой.
Таким образом, активность – достаточно объемное понятие, и современная научная мысль не дает единого содержательного определения данного термина. Однако, следует отметить, что активность имеет некоторые особые черты, характерные именно этой детерминанте, и которые присущи как живым организмам, так и различным хозяйственным системам. Такими чертами являются: деятельность, действенность, динамика, способность к изменению. Поэтому активность можно характеризовать как понятие, определяющее темпы, векторность и интенсивность действий и мероприятий определенных явлений и процессов.
Исследуя активность с точки зрения функционирования предприятия как производственно-хозяйственного механизма, современные ученые отождествляют данное понятие с коммерческой активностью и рыночной активностью. Определение различных авторов показывают, что рыночная активность предприятия характеризует предприятие на рынке и его имидж для потребителей и конкурентов. Так, В. В. Ковалев характеризует рыночную активность различными интерпретациями. С позиции компании котирующей свои ценные бумаги на бирже, она означает совокупность мероприятий, способствующих стабильному ее положению на рынке капитала. С позиции других компаний рыночная активность означает контроль за динамикой рынка капитала, главная цель которой – выявление общеэкономических и отраслевых тенденций, оценка положения главных конкурентов и (или) компаний, которые определяют «погоду» в конкретном секторе производства товаров и услуг, формирование эффективности инвестиционного портфеля.
Такие ученые, как Р. Брейли и С. Майерс в своих работах акцентируют внимание на то, что рыночная активность предприятия формирует имидж о нем у потребителей и конкурентов, определяет положение предприятия на рынке ценных бумаг и сопровождается ростом суммы дивидендов.
Сущность и практическое значение коммерческой активности в современной рыночной среде до сих пор не получили единого комплексного обоснования. Результаты экономических исследований показывают, что коммерческую активность можно определить как совокупные меры, направленные на эффективное осуществление производственных процессов, актов купли-продажи участниками коммерческого оборота, сервисного обслуживания с целью наиболее полного удовлетворения рыночного спроса.
В то время, когда вышеуказанные категории характеризуют предприятие исходя из его позиции на рыке, деловая активность предприятия, на наш взгляд, более связана с внутренними аспектами экономической деятельности предприятия.