Платежная система страны - неотъемлемый элемент рыночной экономики, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов. Без оптимизации платежной системы никакие существенные перемены не смогут охватить все народное хозяйство в целом. Для России она имеет особую значимость, ибо стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку. Основные составляющие этой проблемы, с одной стороны - платежный кризис и его последствия - разлаженность хозяйственных связей, социальные потрясения из-за просроченных выплат заработной платы, пенсий, пособий и т. п., а с другой стороны - поистине революционные изменения в расчетах между учреждениями банков, представляющие фундамент становления новой банковской системы.
Безналичные расчеты в современных условиях имеют большое значение, так как приводят к замещению наличных денег и снижению издержек обращения, т. е. к сокращению расходов на печатание наличных денег, их перевозку, пересчет и хранение. Рациональная организация безналичных расчетов решает такие проблемы, как нормализация платежного оборота, сокращение взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций, повышение ответственности хозяйствующих субъектов за состоянием платежной дисциплины.
Межбанковские расчеты представляют собой систему безналичных расчетов между банковскими учреждениями, основанную главным образом на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетов их взаимных финансовых требований и обязательств. В отдельных случаях расчеты между банками могут вестись и с помощью наличных денег.
По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве: предприятий друг с другом по поводу купли - продажи товаров (услуг), с финансовыми органами по уплате налогов, с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов, с банками по ссудам, со страховыми компаниями по страхованию имущества и коммерческих рисков, с собственным персоналом по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей, а также другие денежные расчеты.
Главный регулирующий орган системы безналичных расчетов - Банк России. Согласно Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10.07.2002 г. среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Задачей Центрального банка на современном этапе является выведение системы межбанковских корреспондентских отношений в России на мировой уровень. Для выполнения данной задачи, в первую очередь, требуется провести оптимизацию расчетной сети самого Банка России с его многочисленными структурными подразделениями.
Для достижения поставленной цели в данной дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать принципы организации межбанковских расчетов в России, их достоинства и недостатки;
- рассмотреть деятельность расчетно-кассовых центров Банка России и функции возложенные на них;
- исследовать проблемы рациональной организации системы безналичных расчетов;
- рассмотреть перспективные формы межбанковских расчетов, применяемые в мировой практике;
- рассмотреть перспективы развития расчетной сети Банка России.
-
Глава 1. История развития, сущность необходимости и организация межбанковских расчетов
1.1. Организация, структура и функции РКЦ
До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему меж филиальных оборотов (МФО). Система МФО, которая была введена в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.
Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования, т.е. порядок применения расчетов по МФО в силу его надежности был распространен на учреждения всех государственных специализированных банков.
С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков.
В стране начала создаваться двухуровневая организационная структура:
- 1 уровень - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России);
- 2 уровень - коммерческие банки.
Необходимость установления банками прямых корреспондентских отношений объясняются совершенно конкретными, жизненными обстоятельствами, их желаниями обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей.
Первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих корреспондентских отношений явился платежный кризис:
- катастрофическое замедление расчетов через РКЦ, как внутри России, так и со странами ближнего зарубежья;
- крайняя усложненность возникавшей системы расчетов.
Ни один банк физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Поэтому, практичнее и эффективнее использовать два взаимодополняющих варианта организации корреспондентских отношений. Не отказываясь в необходимых случаях от работы через РКЦ Центрального Банка, заинтересованные коммерческие банки должны открывать друг другу корреспондентские счета и через них проводить свои операции в регионах, где располагаются их корреспонденты. В итоге такая система будет вдвойне надежнее.
Система межбанковских расчетов базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ РФ, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), являющихся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками. В стране создана широкая сеть РКЦ - свыше 1300, деятельность которых, находится в стадии становления. Они функционируют в крупных городах, где есть вычислительные центры, а также в небольших городах и районных центрах.
Рисунок 1.1. Инфраструктура расчётно-кассовых центров
Среди РКЦ 76 являются Межрайонными РКЦ (головными РКЦ - ГРКЦ). В ряде регионов одни расчетно-кассовые центры специализируются на выполнении только кассовых операций, а другие - только расчетных.
Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Правовое положение РКЦ Банка России устанавливается Типовым Положением «О расчетно-кассовом центре Банка России» № 336 от 7.10.96 г. Согласно этому положению можно выделить несколько общих признаков РКЦ, а именно:
- РКЦ - это структурное подразделение Банка России, действующее в составе территориального учреждения Банка России;
- по своему статусу оно не является ни филиалом, ни представительством, поскольку филиалом признается само территориальное управление;
- РКЦ выступает от имени Банка России и соответственно во всех спорах, возникающих по поводу обслуживания в РКЦ, ответчиком является ЦБ РФ;
- названное подразделение представляет собой элемент Банка России, который обслуживает расчетную деятельность банков, осуществляет инкассацию денег и другие операции, связанные с денежным оборотом;
- в расчетных правоотношениях РКЦ, не будучи самостоятельным субъектом права, приобретает статус квази - субъекта, так как ему присваивается самостоятельный БИК и расчет осуществляется от имени РКЦ.
Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, выполняющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации. Для достижения этой цели РКЦ наделены следующими функциями:
- осуществление расчетов между кредитными организациями и их филиалами;
- осуществление кассового обслуживания кредитных организаций и их филиалов;
- хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;
- обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета, открываемые кредитным организациям и их филиалам;
- расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства министерства финансов РФ, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Федеральными Законами, а также обслуживанием клиентов в регионах, где отсутствуют кредитные организации;
- обеспечение защиты ценностей, банковских документов, банковской информации от несанкционированного доступа;
- установление предельного размера остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций и их филиалов и других юридических лиц.
1.2. Способы организации межбанковских расчетов
Межбанковские расчеты представляют собой систему безналичных расчетов между банковскими учреждениями, основанную главным образом на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных финансовых требований и обязательств. Главное предназначение межбанковских расчетов на основе прямых корреспондентских отношений - ускорение расчетов и сокращение сроков документооборота до 1-2 дней, а в дальнейшем функционирование расчетной системы в режиме реального времени. Для проведения платежей, расчетно-кассового обслуживания клиентов и других операций, банки по поручению друг друга устанавливают между собой отношения, как правило, на договорной основе, получивших название корреспондентских.
Корреспондентские отношения — это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг.
Анализ состояния современной расчетной системы России позволяет охарактеризовать ее как трехуровневую:
- 1 уровень: расчеты через учреждения Центрального Банка Российской Федерации - централизованный способ;
- 2 уровень: расчеты через различные расчетные и клиринговые палаты;
- 3 уровень: расчеты непосредственно через коммерческие банки - де централизованный способ.
Корреспондентские отношения осуществляются с помощью корреспондентских счетов. Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются платежи, проведенные последним по поручению, и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора. Открываемые после заключения договоров корреспондентские счета подразделяются на несколько видов:
- счета «НОСТРО» - текущие счета на имя коммерческого банка у банка-корреспондента, отражаемые в активе баланса первого;
- счета «ЛОРО» - текущие счета на имя банка-корреспондента у коммерческого банка, отражаемые у него в пассиве баланса;
- счета «ВОСТРО» - счета иностранных банков в банке-резиденте в местной валюте или в валюте третьей страны.
Счета «НОСТРО» в одном банке являются счетами «ЛОРО» у его банков-корреспондентов и наоборот. Счета «ВОСТРО» - те же счета «ЛОРО», относящиеся к иностранным банкам-корреспондентам. Представляя собой, разновидность депозитного счета до востребования, он, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете, главным образом в РКЦ, хранятся временные свободные собственные и привлеченные среде ibo коммерческих банков и круг отражаемых здесь операций довольно широк.
Банком России был издан Справочник РКЦ и обслуживаемых ими банков, который периодически корректировался. С IV квартала 1996 года стал действовать изданный ЦБ РФ Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации (Справочник БИК РФ). При открытии корреспондентского счета заключается договор между подразделением расчетной сети Банка России и кредитной организацией. В соответствии с Федеральным Законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 года порядок открытия, ведения и закрытия счетов клиентов, устанавливает Банк России.
Для открытия счета кредитная организация предоставляет необходимые документы учреждениям Банка России, которая проверяет правильность оформления документов:
-заявление на открытие корреспондентского счета, подписанное лицом, подписавшим договор;
- нотариально заверенные копии учредительных документов кредитной организации;
- нотариально заверенную копию лицензии кредитной организации па осуществление банковских операций;
- нотариально заверенную копию устава кредитной организации;
- справку из налогового органа о постановке на учет кредитной организации;
- справку из пенсионного фонда Российской Федерации о постановке на учет кредитной организации;
- справку из фонда обязательного медицинского страхования о постановке на учет кредитной организации;
- нотариально заверенные карточки с образцами подписей уполномоченных
- должностных лиц кредитной организации и оттиском печати кредитной организации.
Расчетной услугой Банка России является услуга, по переводу денежных средств через расчетную сеть Банка России, включающая в себя полный цикл обработки платежа: прием и обработку расчетного документа, осуществление проводок по банковским счетам и выдачу выписок из лицевого счета.
Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах. Размер остатка средств в банках - корреспондентах зависит от характера и объема услуг, которые он предоставляет. Кредитные ресурсы на корреспондентских счетах представляют собой депозиты до востребования. Поэтому остатки средств по указанным счетам обычно поддерживаются па минимальном уровне, который необходим для совершения расчетных операций.
Соблюдение главного принципа межбанковских расчетов предполагает ответственность каждого коммерческого банка за поддержание средств на счете в размерах, обеспечивающих бесперебойность расчетов с другими банками. Не исключена ситуация, когда у банка будет недостаток средств, между тем как его клиент, осуществляющий платеж, располагает необходимыми ресурсами.