Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками в РФ
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Планирование аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками
3.1. Методика аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками
3.2. Информация сообщаемая руководству по итогам аудита
Заключение
Список использованных источников
В условиях развития рыночных отношений роль бухгалтерского учета и отчетности заключается в формировании и представлении максимально достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности организации, выступающей основой принятия решений в рамках экономического субъекта и за его пределами. Внутренние пользователи в лице правления, администрации, менеджеров различных звеньев, служащих заинтересованы в надежной информации о хозяйствующем субъекте, которая необходима им при решении вопросов управленческого характера, текущего и стратегического планирования, оценки перспектив развития, прогнозирования эффективности деятельности.
Внешним пользователям с прямым финансовым интересом в лице потенциальных и настоящих инвесторов и кредиторов информация необходима для оценки финансовой устойчивости, ликвидности активов и платежеспособности предприятия, анализа показателей деловой активности компании и финансовых рисков. Интерес поставщиков и подрядчиков связан с вопросами своевременного исполнения требований и обязательств.
Внешние пользователи с косвенным финансовым интересом, и прежде всего обслуживающие банки и страховые организации, заинтересованы в достоверной отчетной информации, позволяющей оценивать возможности заключения договоров с организацией по расчетным операциям и страхованию.
Наконец, пользователи без финансового интереса в лице органов правопорядка, статистики, арбитража проявляют интерес к отчетности с точки зрения проверки правомерности совершения операций и с точки зрения проведения макроанализа на основе статистических данных.
Надежность выводов, полученных пользователями на основе бухгалтерской информации, а также эффективность принятых ими решений напрямую зависят от качества данных, формируемых в рамках бухгалтерской системы и представляемых в финансовой отчетности. Именно аудит позволяет установить достоверность отражения данных в отчетности.
Превалирующим видом расчетов в организациях являются расчеты с покупателями и заказчиками за проданную продукцию. Поскольку своевременное поступление выручки от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг является необходимым условием для дальнейшего расширенного воспроизводства, то весьма важная роль отводится вопросам организации учета расчетов с покупателями и заказчиками в организациях.
Рациональная организация формирования информации о расчетах с покупателями и заказчиками является одним из основных объектов внутреннего контроля организации.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на динамично развивающемся отечественном рынке производства продукции и услуг четкая организация расчетов предприятия со своими дебиторами и кредиторами оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств в оборот для дальнейшего образования дохода. В связи с этим возникает необходимость проведения независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия - аудита.
Целью данной курсовой работы является изучение методики аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие расчетов с покупателями и заказчиками и их сущность;
- исследовать основные виды расчетов с покупателями;
- изучить нормативную базу расчетов с покупателями;
- исследовать понятие и сущность аудита расчетов с покупателями;
- изучить основные виды аудита расчетов с покупателями
- исследовать практику учета расчетов с покупателями в организации;
- провести аудиторскую проверку расчетов с покупателями в организации.
Объектом исследования выступают расчеты с покупателями и изаказчиками.
Предметом исследования выступает методика учета и аудита расчетов с покупателями.
Теоретическую, методологическую и информационную основу курсовой работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности предприятия; законодательные и нормативные акты Российской Федерации; статистическая информация.
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками в РФ
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
В процессе хозяйственной деятельности между организацией и ее контрагентами постоянно возникают и погашаются взаимные обязательства. Возникновение и погашение обязательств связано с осуществлением расчетных операций за товары, услуги, работы и расчетов по нетоварным операциям. Задолженность возникающая у покупателей перед предприятием называется дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность отражается па счетах раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета.
Текущую дебиторскую задолженность можно разделить на две группы:
- задолженность, возникающая в результате основной деятельности организации;
- задолженность по другим операциям.
К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) или задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Дебиторская задолженность первой группы учитывается па счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Расчеты с покупателями и заказчиками могут производится как в в наличной, так и в безналичной форме, кроме того расчеты могут производится с использованием векселей. При наличной форме расчетов покупатель вносит наличные денежные средства в кассу предприятия, однако законодательством РФ установлен предельный размер расчетов между контрагентами по одному договору в пределах 60 тысяч рублей. Поэтому наиболее распространенной формой расчетов с покупателями и заказчиками происходит в безналичной форме [18, с. 176].
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с покупателями являются:
– своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
– контроль над использованием денежных средств в расчетах исключительно по целевому назначению;
– контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
– своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности [14, с. 320].
По действующему законодательству ведение учета дебиторской задолженности является обязательным для любой организации. Зачастую у бухгалтеров и руководителей при учете дебиторской задолженности возникают проблемы. Правильное и безопасное, не имеющее негативных последствий отражение в учете операций по списанию этой задолженности в силу неоднозначности и спорности нормативных и регулирующих актов становится порой трудноразрешимой задачей.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации об этих расчетах.
Данный счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, предъявленные в расчетных документах, а кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, по мере погашения этой задолженности производится запись по дебету счетов 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).