Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социологии религии
1.1 Сущность и значение социологии религии М. Вебера
1.2 Причины развития социальной религии М. Вебера в XIX веке
Глава 2. Анализ особенностей социологии религии М.Вебера
2.1 Особенности социологии религии М. Вебера
2.2 Методологические аспекты изучения религии в социологии М. Вебера
Заключение
Список литературы
Рассматривая правовое устройства современного государства можно провести множество параллелей, связывающих его идеологию с канонами той религии, которая исторически связана с ним, будь то христианство, ислам или буддизм. Но ярче всего религиозные устои проявляются в обыденной жизни, в так называемых «не писаных» правилах, которые регулируют общественные отношения.
В нашем государстве по причине многоконфессиональности общества (католики, православные, иудеи и т.д.) произошло взаимопроникновение, смешение религиозных устоев. Представители каждой конфессии привносят в социальную мозаику нечто самобытное. Это не может не влиять на социальную атмосферу общества, разобщая или наоборот сплачивая различные слои население. Религия так же играет большую роль в социализации личности, являясь неким базисом для формирование личностных качеств, моральных устоев и ценностных ориентаций индивида.
Цель работы – проанализировать вклад М. Вебера в развитие социологии религии.
Задачи:
1) раскрыть сущность и значение социологии религии М. Вебера;
2) выявить причины развития социальной религии М. Вебера в XIX веке;
3) определить особенности социологии религии М. Вебера;
4) проанализировать методологические аспекты изучения религии в социологии М. Вебера.
Глава 1. Теоретические аспекты социологии религии
1.1 Сущность и значение социологии религии М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920), великий немецкий философ, социолог, культуролог. Обучался в Гейдельбергском университете юриспруденции, политической экономии, экономической истории, политике. Религия является социальным институтом, важным для понимания современной социальной жизни. Она освещает повседневный опыт и практику многих индивидов; является значимым компонентом различных институциональных процессов, включая экономику, политику, отношения полов; а также играет важную роль в публичной культуре и социальных изменениях.
Религия существует неразрывно с культурой общественной жизнью социума. Степень интегрированности, "сращивания" религии с социальной системой может быть большей или меньшей.
Христианство, "перенесённое" из Византии в Киевскую Русь, долгое время воспринималось как нечто чужеродное. Другой пример - буддизм, который у себя на родине, в Индии, не "прижился" и был, в конце концов, вытеснен индуизмом. Больше того, в напряжённых ситуациях та или иная религия может приходить в противоречие с существующими социальными системами, внося раздор в общество.
Между тем функционалистская модель религии односторонне подчеркивает ее интегрированность в социальную систему как "норму" и склонна недооценивать асоциальные религиозные проявления. С позиций функционализма трудно, например, объяснить тот факт, что отношение "религия - нация" может быть неоднозначным, тем более, когда одна и та же религия служит целям национальной консолидации и способствует ассимиляции влияний со стороны других наций.
Развитие общества, социальный прогресс в науке XIX в. преимущественно объяснялся как «процесс, преодолевающий противодействие религии и движимый развитием знания (О. Конт), производительных сил (К. Маркс), науки или других факторов.
Эволюционизм в социологии утверждал идею объективной обусловленности развития: ход истории неостановим, общество живет, изменяясь со временем». Что касается религии, то и она вовлечена в этот процесс перемен и изменяется вместе с другими социальными структурами. Она занимала пассивную роль в этом процессе, она рассматривалась как результат действия других факторов, вызывающих развитие.
Вопреки этой традиции М. Вебер видит в религии активную силу социального процесса, стремится понять ее как фактор социального изменения.