90-е годы XX века для России оказались периодом формационного сдвига, во многом носящего регрессивный характер. Особенности современных мирохозяйственных связей сразу поставили Россию, сильно ослабленную революционными процессами последнего десятилетия прошлого века и экономически, и политически, в положение развивающихся стран. В настоящее время качество образования, здравоохранения вызывает озабоченность и тревогу, а так же качество государственных институтов и правовой основы их функционирования, т. е. все, что составляет качество жизни народа и государства.
Причина раскрывается в недостаточном внимании к проблемам качества жизни, в том, что в политике российского правительства социально- экономические вопросы не всегда являются основными. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Очевидно, что отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, на построение тех или иных моделей индустриального развития.
Сложная экономическая ситуация в стране может быть преодолена на основе активизации деятельности на федеральном и региональном уровне по ряду направлений, связанных с выработкой согласованных действий, позволяющих формировать высокий уровень качества жизни.
Все это, таким образом, определяют актуальность и необходимость всестороннего и постоянного изучения качества жизни населения в современной России.
Степень разработанности проблемы. Проблемы изучения понятия «качество жизни» и его сущности, а также характеристики показателей качества уровня жизни, рассматриваются в трудах многих научных деятелей. С.И. Попов [1], А.С. Тодоров [2] выделяют подходы к изучению понятия качества жизни и его структурные элементы.
Л.A. Кривоносова[3] рассматривает технологии оценки качества жизни населения и роль данных показателей в управлении муниципальным развитием. Т.Д. Макаренко [4] выделяет критерии и показатели оценки качества жизни. Е.В. Давыдова, A.A. Давыдов [5] рассматривают методики оценки качества жизни, их возможности и ограничения использования в различных условиях. Г.М. Зараковский [6] выделяет факторы, оказывающие влияние на качество жизни населения. Е.Ю. Зяблова, Л.Е. Пынько, С.В. Шишмаков [7] характеризуют показатели и критерии оценки качества жизни, роль изучения системы показателей в управлении общественным развитием региона. Т. Киселева, С. Полнарев [8] выделяют проблемы оценки качества жизни в условиях современного общества. В.Ф. Безъязычный [9] рассматривает современные подходы к изучению категории «качество жизни» и определяет ее роль в планировании социальной политики управления регионом.
Таким образом, проблемы изучения понятия «качество жизни» и его сущности, а также характеристики показателей качества уровня жизни, широко рассматриваются в теоретической литературе, однако, в настоящее время еще не выработано единого подхода к выделению критериев оценки качества жизни в связи с многоплановостью социальной жизни, что определяет необходимость дальнейшего изучения исследуемой темы.
Объект исследования – качество жизни населения.
Предмет исследования – особенности оценки качества жизни.
Целью исследования является изучение особенностей оценки качества жизни.
Задачи исследования:
- определить понятие «качество жизни» и его сущность;
- рассмотреть показатели качества уровня жизни;
- изучить состояние и перспективы качества жизни населения в современной России;
- исследовать удовлетворенность жителей г. Краснодара качеством жизни.
Гипотеза. Особенности оценки качества жизни определяются комплексным анализом удовлетворенности определенной социальной группой основных показателей, касающихся удовлетворения различных потребностей человека, в том числе: аспекты физического здоровья и развития, материальное благополучие, политическая стабильность и безопасность региона, экология и климат, жилищные условия и инфраструктура.