Проблема исследования, ее объект и предмет
Цель, задачи и гипотеза исследования
Системный анализ объекта исследования
Организация, методы и этапы исследования
Результаты исследования и их анализ
Разработка и реализация курса занятий по военно-профессиональной ориентации молодежи
Выводы по итогам социологического исследования
Список литературы
Приложения
Проблема исследования, ее объект и предмет
Нашему обществу однозначно не безразлична нравственная позиция людей, которым оно доверилось защищать Отечество. Прохождение службы в армии, в отличие от гражданской жизни, зачастую, сопряжено с коренным изменением стиля жизни, привычной среды общения. Современной оснащенной технически армии нужны не только рядовые бойцы, но и специалисты высокого класса, тут знак качества чаще измеряется жизнью: как своей, так и чужой. Специфические и нередко экстремальные обстоятельства армейских будней предъявляют жесткие требования к личностным свойствам человека.
Сегодня существует служба по контракту и в отличие от службы по призыву, с ее предопределенностью, контрактная система значительно расширяет для человека возможность выбора, тем самым повышается и собственная ответственность за последствия этого выбора. Но в России большинство к этому очень многие оказалось не готово. К тому же переход на контракт осуществлялся не в лучшие для армии времена. Дискредитация армии в общественном мнении, дополняемая глубоким внутренним кризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссии выступая защитницей, она сама же стала нуждаться в защите.
Принятие новой оборонной доктрины, изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия в обществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценный социальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежных смыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайне негативно сказалось на молодом поколении. Нужно учесть и серьезные перемены в сознании молодежи: негативное восприятие властных структур, заучивание поведенческих мотивов, стремление к личной независимости.
Все это вызывает необходимость углубленного изучения социального аспекта военной профориентации.
Объект исследования – отношение современной молодежи к службе в армии.
Предмет исследования – особенности отношения современной молодежи к службе в армии.
Цель, задачи и гипотеза исследования
Цель исследования: определение особенностей отношения современной молодежи к службе в армии.
Задачи исследования:
1) определить современное состояние специфики процесса профессионального самоопределения молодежи;
2) изучить социально-психологическое своеобразие юношеского возраста;
3) выявить отношение современной молодежи к службе в армии;
4) провести эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации юношей в отношении военной службы;
5) проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы;
6) разработать курс занятий по военно-профессиональной ориентации молодежи.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что профессиональный выбор юношей в отношении военной службы зависит главным образом от осознанности интересов, склонностей, и восприятия российской армии.
Системный анализ объекта исследования
С целью обоснования выбора объекта исследования раскроем особенности отношения современной молодежи к службе в армии
За последние годы сильно увеличилось количество «отказников» и лиц, уклонившихся от прохождения военной службы. Поэтому для эффективного управления кадрами призывников необходимо начинать работу по военно-патриотическому воспитанию, формированию военно-профессиональной пригодности заблаговременно. Для этого необходимы знания, в частности, об отношении молодежи к военной службе. Социологические исследования отношения к современной армии, показывают, что в сознании общества все более активно присутствуют две практически противоположные тенденции. Одна из них – это рост доверия населения к силовым структурам, и в первую очередь к армии, другая – стремление значительной части молодых людей (при активной поддержке их родителей) уклониться от воинской службы, низкий престиж воинских профессий в глазах значительной части молодежи.
И особо беспокойные мамы за несколько лет до совершеннолетия своих сыновей начинают прощупывать почву в вопросе «Как отвести от дитяти беду по имени Военная служба?».
Сегодня социально-политические изменения в обществе, совершенствование законодательной базы Российской Федерации в военной области, реформирование Вооруженных Сил РФ предъявляют повышенные требования к профессиональному становлению офицеров непосредственно в военных вузах, так как современный офицер-выпускник с первых дней пребывания в должности должен не только в совершенстве владеть вооружением и военной техникой, но и уметь обучать подчиненных, часто не обладающих достаточным уровнем общеобразовательной подготовки.
В современном обществе, изменили не только ценностные ориентации призывников и курсантов, обучающихся военному делу, но и сам подход к высшему военно-специальному образованию, которое интегрировалось в российское образование в результате внедрения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающего обязательное получение каждым курсантом гражданской специальности.
Важно отметить, что военно-профессиональная ориентация молодежи обеспечивает максимально возможное соответствие в отношениях общества и индивида, отражение которого в сознании данного индивида принимает форму высокоразвитого воинского призвания, которое, в свою очередь, служит одним из ведущих мотивов выбора профессии офицера.
Материалы исследований последних лет показывают невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Так по данным социального опроса «отношения молодежи к защите отечества» получены такие данные: 20% респондентов говорят, что военная профессия интересовала их еще до призыва. Положительное отношение к армейской службе менее 33% призывников; 46% не хотели вообще бы соединять свою судьбу с армией; 12% опрошенных импонирует альтернативная служба.