Введение
1. Сущность и роль потребительского кредитования на современном этапе развития РФ
1.1 История развития кредитного рынка РФ
1.2 Понятие, принципы и условия потребительского кредитования
1.3 Классификация потребительского кредита и их характеристика
2. Анализ рынка потребительских кредитов в России в 2011-2013 гг.
2.1 Тенденции развития рынка потребительских кредитов в России
2.3 Основные проблемы потребительского кредитования на современном этапе развития
2.3 Перспективы развития рынка потребительских кредитов в России
Заключение
Список литературы
На сегодняшний день потребительское кредитование является одним из наиболее быстрорастущих секторов банковского бизнеса в России.
Банки предлагают все новые, более удобные и выгодные схемы кредитования, поэтому все большее число россиян считают банковский кредит реальной альтернативой сбережениям или займу у частных лиц
Существует две основные причины активного развития рынка потребительского кредитования. С одной стороны, высокая конкуренция заставляет банки создавать для заемщиков максимально комфортные условия, с другой - кредитоспособность населения за последние годы заметно выросла, что сделало потребительское кредитование более доступным.
Товары длительного пользования - недвижимость, легковые автомобили, мебель, бытовая техника - являются главным объектом потребительского кредитования. Однако сфера действия потребительского кредита намного шире покупки товаров длительного пользования, поскольку покупка недвижимости в рассрочку (ипотека) по существу тоже является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования.
Основная доля покупок в кредит осуществляется по так называемым экспресс-кредитам, то есть кредитам, оформление которых происходит непосредственно в местах продажи товаров. Именно рынок экспресс-кредитования обеспечивает сегодня высокие темпы развития банковской розницы. Популярность этой услуги среди населения объясняется простотой получения кредита: он оформляется прямо в торговой точке, от потребителя требуется только заполнить анкету и предоставить паспорт.
Опыт европейских стран показывает, что кредитные карты - наиболее выгодный сегмент потребительского кредитования с большим потенциалом для роста. Имея такую карту, заемщик получает доступ к кредитной линии, расплачиваясь ею в магазинах или получая наличные средства в банкомате.
В связи с увеличением объемов спроса и насыщением рынка кредитными предложениями все более отчетливо проявляются признаки обострения конкурентной борьбы между банками за потенциального заемщика (агрессивная рекламная компания в СМИ, сокращение списка требований к заемщикам, предоставление беспроцентного кредита и т.п.).
Поэтому сейчас особенно актуальной становится проблема формирования выигрышного имиджа кредитного предложения, в котором отражены определенные социально-психологические ценности, позволяющие потребителям осознанно или неосознанно идентифицировать свое положение на социальной лестнице. Это связано с тем, что в последнее время наблюдается тенденция переориентации потребительских предпочтений, обусловленная трансформацией жизненных стилей и ценностей и во многом меняющая портрет потребителя.
Можно назвать несколько причин потребительского бума. Во-первых, это рост доходов населения, который не только дает ему возможность сберегать, но и повышает его привлекательность как заемщика. Во-вторых, ставки по кредитам населению по официальной статистике Банка России почти вдвое выше, чем по аналогичным кредитам предприятиям. В-третьих, население еще в небольшой степени охвачено кредитованием: у нас за счет кредитов обеспечивается лишь несколько процентов расходов домашних хозяйств, а в развитых в финансовом отношении странах счет идет на десятки процентов. Практически нет в России и ипотечного кредитования. Словом, потенциально это огромный рынок и он дает шанс любому, даже не самому крупному банку заметно улучшить свои позиции при активной стратегии.
Целью данной работы является исследование причин и тенденций развития потребительского кредитования на современном этапе в РФ.
Задачи работы:
- изучить историю развития потребительского кредитования в России;
- изучить понятие и виды потребительских кредитов;
- провести анализ развития потребительского кредитования в России на современном этапе развития;
- выявить основные проблемы развития потребительского кредитования на современном этапе развития;
- разработать предложения по совершенствованию рынка потребительского кредитования в России.
Объектом исследования работы послужил рынок потребительского кредитования в РФ.
В качестве теоретической, методической и информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской и статистической отчетности, собственные наблюдения.
1. Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федера¬ции (Банке России)» от 10.07.2009 г.
2. Федеральном законе «О банках и банковской деятельности от 03.02.1996 г. №17-ФЗ
3. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2009. 654 с.
4. Бочаров В.В. «Внутрифирменное финансовое планирование и контроль». СПб.: СП6ГУЭФД2011
5. Балабанов В.А. Деньги, кредит, банки/ Финансы и статистика, 2011 г.
6. Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.: Бек. 2014 г. 557 с.
7. Вечернин Д. «Налоговый контроль» //Законность. - 2014. - №8. – с.8
8. Геращенко В. В. Работа Центрального банка России // Рос. экон. журн. – 2014. - № 9. - С. 9-20.
9. Денежное обращение и банки. Учебное пособие. / Под ред. Белоглазовой Г. Н., Толоконцевой Г. В. - М., «Финансы и статистика», 2011.
10. Козлов А. А. Вопросы модернизации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2014. - №6.
11. Колесов А.С. Кредитная политика РФ: цели и задачи // Финансы, 2014. №1 23-27 с.
12. Парамонова Т.В. Банк России: взгляд в будущее // Экономика и жизнь. – 2014 - №9.
13. Ситнин А. Коммерческие банки России // Хозяйство и пра¬во. - 2013. - № 10. - С. 18-21.
14. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела//М. Форум-Инфра-М, 2013 г. -253 с.