Введение
Глава 1. Теоретические основы использования кейс-технологии в образовательном процессе
1.1 Кейс-технология и ее возможности в профессиональном обучении
1.2 Методы кейс-технологии
1.3 Классификация кейсов
Глава 2. Разработка урока с использованием кейс-технологии по специальности «Банковское дело»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В настоящее время в России идет становление качественно новой системы образования.
Процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебного процесса. К учебному процессу предъявляется ряд требований, как в области содержания, так и в области организации и управления. Выполнение этих требований выдвигает задачу повышения качества обучения путем внедрения методов и технологий, которые обеспечивали бы более полное усвоение предмета всеми студентами.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Важно научить студентов рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.
Актуальность технологии анализа конкретной ситуации определяется тем, что данная технология предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя примерить на себя особенности выбранной профессии для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у студентов высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Использование кейс-технологии в изучении учебных дисциплин социальноэкономического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений.
Объект исследования – процесс моделирования урока.
Предмет исследования – кейс-технология.
Цель курсовой работы – проанализировать процесс моделирования урока с использованием кейс-технологии по специальности «Банковское дело».
Задачи:
1) рассмотреть кейс-технологию и ее возможности в профессиональном обучении;
2) проанализировать методы кейс-технологии;
3) изложить классификацию кейсов;
4) разработать урок с использованием кейс-технологии по специальности «Банковское дело».
Методы исследования: анализ и синтез литературы, метод сравнения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования кейс-технологии в образовательном процессе
1.1 Кейс-технология и ее возможности в профессиональном обучении
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных в теории и практике обучения. Сегодня решение этой проблемы становится как никогда актуальной, так как современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей показывают, что рынку труда нужны не только профессионально подготовленные кадры, обладающие необходимыми компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие навыками решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях, способные к непрерывному самообразованию, работе с информацией и т.д.
Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, - о профессиональных компетенциях: специальных и ключевых[1].
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения в сфере «педагог-ученик». Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.
Новые государственные образовательные стандарты третьего поколения провозглашают сегодня принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важная роль отводится «диалогу» различных педагогических систем и технологий обучения, их использованию и сотрудничеству в практике образования.
Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций будущего специалиста[2].
Обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если:
- учащиеся активно включаются в процесс обучения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала;
- могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни;