ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
3. НАЧАЛО ИНТЕГРАЦИИ НАУК В XIX ВЕКЕ
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат|История
Авторство: Telesammit
Год: 2015 | Страниц: 21
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
3. НАЧАЛО ИНТЕГРАЦИИ НАУК В XIX ВЕКЕ
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Философия науки представляет собой ту область философии, которая занимается изучением природы и истории научного знания, а также исследованием форм и методов его построения и развития.
В качестве самостоятельной науки философия науки и техники стала развиваться параллельно с развитием производства и ростом технической его оснащенности, поскольку до этого наука развивалась как разрозненная деятельность отдельных людей и не имела общей теоретической и практической базы.
Однако с середины XIX в. наука становится самостоятельной отраслью человеческого знания и приобретает черты отдельного общественного института, поскольку именно в этот период времени происходит формирование научных лабораторий при университетах и формирование мирового научного сообщества.
Вследствие формирования и становления науки как общественного феномена возникает и необходимость осмысления этого феномена в философском его аспекте, а также и в аспекте методологии научного познания.
Объект работы – философия истории техники и науки.
Предмет работы – исторические этапы и особенности развития технических наук в XIX веке.
Цель работы – изучить исторические этапы и особенности развития технических наук в XIX веке.
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Начиная с эпохи Нового Времени, наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический.
Классическая наука (XVII – XIX в.в.) видела свою задачу в построении объективной картины реальности. Она стремилась к исключению всего, что связано с искажающим влиянием субъекта и средств его познавательной деятельности.
Объективистский стиль мышления, характерный для классической науки, ориентирует на отображение объекта «самого по себе», безотносительно к субъекту и другим средствам познания (научные приборы, интересы и ценности субъекта и т. п.) .
Другой особенностью классической науки было стремление выработать однозначное, «единственно верное» представление об объекте. «Единому объекту может соответствовать только одно истинное знание о нем» – таков был ход рассуждений, питавших подобное стремление. Эти черты классической науки выражают присущий ей особый, классический тип рациональности .
В рамках классической науки можно выделить два этапа. На первом из них (XVII – XVIII в.в.) в научных объяснениях природы господствует механицизм.
Объекты исследования рассматриваются в качестве относительно простых механических систем с жестко детерминированными механическими связями и силовыми взаимодействиями. На втором этапе (конец XVIII века – XIX век) происходит постепенное освобождение естественных наук от механицизма. В геологии, химии, биологии формируются свои специфические картины реальности, несводимые к механической.
В биологии и геологии происходит переход к изучению сложных, исторически развивающихся, саморегулирующихся объектов (биологический вид, геологическая формация), объяснение которых приводит к эволюционным и вероятностным представлениям. Формируется эволюционно-вероятностный стиль мышления, вытесняющий механистические представления.
Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в. в. Формирование квантовой механики и релятивистских представлений теории относительности показало, что субъект не отделен «каменной стеной» от объекта .
Квантовая механика выявила существенное и неустанимое влияние приборов, используемых исследователем, на микрообъекты (электроны, атомы и т. п.).
Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но существенно зависят также от познавательных средств, используемых субъектом (приборов, способов рассмотрения объекта, подходов к постановке научных проблем и т. п.).
Неклассическая наука, выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Она обнаружила возможность, и даже желательность описания одной и той же реальности с различных исследовательских позиций, различными методами.
Постнеклассическая наука, формирование которой началось в последней трети XX века, явилась выражением новых крупных сдвигов в основаниях науки, связанных с переходом от монодисциплинарных исследований к междисциплинарным, к комплексным исследовательским программам, в которых участвуют специалисты многих областей знания.
1. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М.: Гардарики. – 2007. – 696 с.
2. Зайчик Ц.Р. Зайчик Б.Ц. История и философия науки и техники. Книга 1. История науки и техники. – М.: ДеЛи принт. 2010. – 480 с.
3. История и философия науки и техники / Ю. И. Ефимов, В. В. Балахонский, А.Грякалов и др. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2005. – 206 с.
4. Каблов Е.Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2012. №4. – С. 2–7.
5. Козлов Б. И. Возникновение и развитие технических наук. – Л.: Наука 1988. – 248 с.
6. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс. 2006. – 352 с.
7. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. – Москва – Ростов – н/Д. 2005. – 496с.
8. Порус В.Н. «Оценка техники» в интерпретации западных философов и методологов // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1987. – М.: Наука.1987. – С. 208-241
9. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемы осмысления истории техники. – М.: SvR – Аргус. 1984. – 196 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!