Введение
1. Организационные основы построения аппарата управления банка
1.1 Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
1.2. Процесс определения служебных обязанностей руководителей
2. Организационные основы банковского менеджмента
2.1 Управление персоналом банка. Планирование и оценка кадров
2.2 Выбор рациональной организационной структуры коммерческого банка
3. Стимулирование труда и разработка программы стимулирования работника
3.1 Разработка программы привилегий и мотивации для сотрудников банка
3.2 Разработка политики в области повышения оплаты труда и охраны информации о заработках сотрудников
Заключение
Список использованной литературы
Успешная деятельность банка прямо зависит от работающих в банке людей. Глава знакомит с принципами поиска перспективных сотрудников и приемами привлечения их на работу в банке, организацией оплаты труда и разработкой программ мотивации сотрудников, правилами охраны труда, способами аттестации и оценки качества труда сотрудников, а также содержит практические рекомендации по разрешению трудовых конфликтов и планированию деятельности отдела кадров.
Управление кадрами является важной функцией любой организации и особенно банка, поскольку в центре этой деятельности всегда находятся люди. Когда банк действительно заботится о людях, вся его хозяйственная философия, культура и действия отражают эту заботу. Люди — это жизненная сила банка. Основной целью этого вида деятельности в банковской области является обеспечение действительного лидерства в планировании потребности в кадрах, организации служебных обязанностей, найма и подготовки сотрудников", оплате их труда, мотивации и премировании, оценке результатов деятельности сотрудников, охране труда, а также в умении разрешать трудовые споры и поддерживать здоровый климат в коллективе сотрудников.
Управление кадрами понимается как привлечение, отбор, сохранение, развитие и использование человеческих ресурсов для достижения как целей банка, так и личных целей сотрудников. Задача отдела кадров заключается в наблюдении за успешным ходом этого процесса и оказании помощи руководителям всех уровней в управлении своими сотрудниками с целью увеличения производительности их труда через уважительное отношение, профессиональную подготовку, распределение ответственности и вознаграждение.
Российские банки сегодня сталкиваются с необходимостью создания внутренней инфраструктуры и сервисной базы для клиентов, основанной на команде опытных и надежных сотрудников, оснащенных технологиями, которые способны наблюдать и контролировать случаи злоупотреблений и отмывание денег. Это в равной степени относится как к операционистам и кассирам, так и к высшему руководству банка в главном офисе и филиалах.
Это подразумевает и управление рисками, и повышение производительности труда сотрудников, и решение проблем нехватки квалифицированных сотрудников и текучести кадров, которая угрожает управляемости и единству банка, отношениям с акционерами, клиентами и общественностью в целом. Принимая во внимание все вышесказанное, начальник отдела кадров выполняет важнейшую задачу по уравновешиванию интересов и риска для всех названных кругов, включая сюда и контролирующие. К тому же широкая разветвленность филиальной сети банков в Российской Федерации на фоне несовершенных средств телекоммуникации вызывает особые требования банка как единого хозяйственного механизма к пониманию значимости надежных и квалифицированных сотрудников, имеющих возможности роста и обеспечивающих развитие и доходность всего банка. Организационная структура банка является важной составляющей успешного достижения целей избранной стратегии менеджмента. Очень часто недостатки в организационных структурах приводили даже достаточно мощные банки к кризисным ситуациям. Поэтому выбор организационной структуры, наилучшим образом соответствующей внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность банка, является стратегической целью менеджмента, основой диверсификации банковского обслуживания.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей кадровой стратегии банка. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- Процесс определения служебных обязанностей руководителей
- Минимизация рисков, свойственных некоторым должностям. Подбор и расстановка кадров
- Разработка программы привилегий и мотивации для сотрудников банка
- Разработка политики в области повышения оплаты труда и охраны информации о заработках сотрудников
1. Организационные основы построения аппарата управления банка.
1.1 Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
В целом примерную структуру коммерческого банка (среднего по объему выполняемых операций) можно представить следующим образом.
Однако независимо от выполняемых ими операций, правовой формы организации и их деятельности, каждый банк производит свой специфический продукт, имеет тем не менее обязательный для всех их набор определенных блоков управления. В их числе:
1. Совет банка
2. Правление
3. Общие вопросы управления
4. Коммерческая деятельность
5. Финансы
6- Автоматизация
7. Администрация
В первый блок — Совет банка, как правило, входят его учредители. Их число может быть самым разнообразным, от одного — двух до нескольких десятков. В чистом виде однако есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности на банки в мировой банковской практике является акционерная форма собственности, где как учредителями, так и акционерами являются юридические и физические лица разных форм собственности.
1. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом № 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., и последующими изменениями, включая 6 августа 2001 г.
2. Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 5 февраля 1996 г./и последующими изменениями, включая 7 августа 2001 г.
3. Ачкасов А.И. Типы валютных операций и другие виды сделок на международных денежных рынках. М.: АО Консалтбанкир, 1994.
4. Балабанов И.Т. Валютные операции. - М.: Финансы и статистика, 1993.
5. Балаш В.А., Гурылева Е.К., Прокофьев С.Е. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1998.
6. Банки и банковские операции: Учебник./ Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
7. Банковские операции: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.И.Лаврушина. Ч I. – M.: ИНФРА-М, 1995.
8. Банковский портфель: В 3 т. / Отв. ред. Ю.И.Коробов, Ю.Б.Рубин, В.И.Солдаткин. - М.: Соминтэк, 1994-1995.
9. Банковское дело: Учебник. /Под ред. В.Н.Колесникова, Л.П. Кроливецкой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998.
10. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономист , 2004.-751с.
11. Банковское дело: Учебник./ Под ред. О.И Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.
12. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.
13. Банковское дело: стратегическое руководство. / Под ред. В. Платонова. 2-е изд. – М. Консалтбанкир, 2004. – 654 с.
14. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. - М.: Финансы и статистика, 1996.
15. Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта: Учеб. пособие. М.: АО Дис, 1994.
16. Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные и опционные рынки. - М.: Тривола, 1994.
17. Голубович А.Д., Ситнин А.В., Хенкин Б.Л., Самоукина КБ. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Менатеп-Информ, 1995.
18. Денежное содержание и кредит при капитализме: Учебник. / Под ред. Л.Н.Красавиной. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989.
19. Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. О.И Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.
20. Делан Э.Дж., Кэмпбем К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.-Л., 1991.
21. Евдокимова В.Э., Карпова Р.А., Муслимова Э.Е. Операции банков с векселями: Учеб. пособие. - Саратов: Издат. центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 1999.
22. Жирин Л.К., Мозговой Р.В. Основы организации международных валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношений: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. г экон. академии, 1997.
23. Зверев А.В. Финансы внешнеэкономических связей. - М.: Международные отношения, 1990.
24. Коваленко С.Б. Финансовый рынок: Учеб. пособие. - Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1997.
25. Коробов Ю.И. Банковский маркетинг: Учеб. пособие. Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1997.
26. Коробова Г.Г., Нестеренко Е.А. Банковские риски: Учеб. пособие. - Саратов: Издат. центр Сарат. гос. экон. академии, 1996.
27. Маркова О.М., Сахарова Л.С. Коммерческие банки и их операции. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
28. Международная торговля валютой: межбанковские операции на рынках развитых стран, виды сделок, курсы, методы расчетов. /Под ред. А.Д.Голубовича. - М.: АО АРГО, 1993.
29. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. /Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
30. Миловидов В.Д. Современное банковское дело: Опыт организации и функционирования банков США. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
31. Носкова И.Я. Международные кредитно-валютные отношения. - М.: Банки и биржи, 1995.
32. Hypeeв P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: Финстатинформ,1995.
33. Общая теория денег и кредита. /Под ред. Е.В.Жукова, Л.М.Максимова, Н.М.Зеленкова и др. - М.: ЮНИТИ, 1995.
34. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Науч. ред. В.В.Круглов. - М.: ИНФРА-М, 1998.
35. Поллард A.M., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США / Под общ. ред. Я.А. Куника. - М.: Прогресс, 1992.
36. Рид Э., Коттер Р., Гшл Э., Смит Р. Коммерческие банки. /Под ред. В.М. Усоскина. 2-е изд. М.: Космополис, 1991.
37. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма: Пер. с нем. /Под ред. В.Н. Шенаева. - М.: Финансы и статистика, 1986.
38. Севрук В. Т. Банковские риски. - М.: Дело ЛТД, 1995.
39. Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России. Проблемы переходного периода. - М.: ИМЭМО, 1994.
40. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. - Тернополь: Тарнекс; Киев: Писпайп, 1993.
41. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Всё для Вас, 1993.
42. Финансово-кредитный словарь.: В 3 т. /Под ред. В.Ф.Гарбузова, Н.В. Гаретовского. - М.: Финансы и статистика, 2003.
43. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
44. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.