ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Понятие инвалидности, критерии установления групп инвалидности
1.2. Основания и порядок признания гражданина инвалидом
1.3. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов
1.4. Система законодательства о защите прав инвалидов
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВАЛИДНОСТИ
1.1. Понятие инвалидности, критерии установления групп инвалидности
Основанием для получения пенсии по инвалидности является наличие самой инвалидности.
Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, что приводит к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или значительных трудностей в жизни.
Необходимость комплексного биосоциального подхода к категории «инвалидность» четко сформулировала Кравченко М.М. По её мнению, "инвалидность - сложное социальное явление, которое зависит от многих социально - экономических и гигиенических факторов, состояния производственной и внешней среды, развития здравоохранения, демографических процессов, уровня развития медицинских и других наук. Инвалидность следует рассматривать с различных точек зрения. Это, прежде всего, устойчивое состояние нарушения жизнедеятельности в результате болезни или увечья, в том числе и способности выполнять общественно полезный труд, что нередко приводит к изменению социального статуса человека и необходимости оказания ему социальной помощи, а также создания ему особых производственных условий. Инвалидность следует также рассматривать и как правовое состояние лица, неспособного по состоянию здоровья к продуктивной трудовой деятельности и нуждающегося в реабилитационных мероприятиях. Следовательно, в понятие «инвалидность» вкладывается медико - биологический и социальный смысл, включающий профессиональные, производственные, психологические и морально - экономические аспекты, которые охватывают все сферы жизни человека." [1]
Выделяют два признака инвалидности:
1)трудовой, т.е. полная или значительная потеря профессиональной трудоспособности
2)нетрудовой, т.е. существенные затруднения в жизни человека не только в связи с его профессиональной деятельностью.
Само понятие "инвалид" содержится в Законе о социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 года. Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[2] Под ограничением жизнедеятельности понимают полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 года № 1024н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются группы и причины инвалидности.[3]
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").
В соответствии с частью 2, статьей 3 Приказа Минтруда России "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", к основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся нарушения психических функций, нарушения языковых и речевых функций, нарушения сенсорных функций, нарушения нейромышечных скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100.
В соответствии со статьей 4 выше указанного Приказа Минтруда России "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Также на основании части 3 Приказа Минтруда России от 17.12.2015 года "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" выделим основные категории жизнедеятельности человека, к которым относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.