Введение
Глава I. Теоретические основы формирования телевидения для подростков
1.1. Телевидение как средство воспитания подростков
1.2. Роль телевидения в процессе социализации современных подростков
Глава II. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий
2.1. Влияние телевидения на ценностные ориентации подростков
2.2. Исследование взаимодействия подростков и СМИ
Заключение
Список литературы
Рассматривая особенности формирования телевидения для подростков, отметим, что телепередачи занимают значительное место в жизни школьников, особенно подростков. Являясь важным воспитательным средством, они начинают заменять родителей и других участников воспитательного процесса в решении проблем, возникающих у школьников, которые тратят на телепросмотры значительное количество времени. Это сопоставимо с их учебным временем. При этом просмотр передач носит стихийный характер, с акцентом на развлекательные программы.
Просмотр телепередач оказывает глубокое эмоциональное воздействие на подростков, ищущих нравственные идеалы для подражания, побуждая их к подражанию как положительному, так и отрицательному. Поскольку у подростка огромная внушаемость в силу небольшого социального опыта и недостаточной способностью к правильным суждениям, то он с легкостью подражает образцам, содержащим разные виды насилия и безнравственного поведения.
Личность формируется множеством элементов социально-культурной среды. Экранные искусства создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений, экологии.
В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.
Вместе с тем, основой нравственности человека являются нравственные качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.
Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.
Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о формировании телевидения для подростков, о его влиянии на духовно-нравственное воспитание подростков.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в области формирования и структуры телевидения для подростков.
Предмет исследования - формирование и структура телевидения для подростков.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности формирования и структуры телевидения для подростков.
Задачи работы: 1) изучить теоретические основы формирования телевидения для подростков; 2) рассмотреть влияние телевидения на ценностные ориентации подростков; 3) исследовать взаимодействие подростков и СМИ.
Глава I. Теоретические основы формирования телевидения для подростков
1.1 Телевидение как средство воспитания подростков
Индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте[1].
Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли.