Введение
Глава 1. Теоретические положения управления рисками
1.1. Понятие и виды рисков
1.2. Управление рисками
Глава 2. Технология хеджирования рисков
2.1. Понятие хеджирования
2.2. Инструменты хеджирования
Глава 3. Практические примеры хеджирования
3.1. Снижение риск неблагоприятного изменения курса акций
3.2. Хеджирование и планирование на товарных фьючерсных рынках
Заключение
Список используемой литературы
Управлять бизнесом в современных условиях — значит управлять рисками. Это в одинаковой степени справедливо как для текущей оперативной работы, так и для выработки стратегических решений. Любой менеджер в процессе своей деятельности благодаря своим талантам старается минимизировать риски — такова природа человеческой деятельности. Пока бизнес маленький — риски тоже небольшие, и ими несложно управлять без каких-либо специальных технологий.
Для большого бизнеса нужна система, и эта система называется риск-менеджментом. История развития современного менеджмента претерпевает периоды популярности различных теорий и подходов. Это и сбалансированная система показателей, и бюджетирование, и всепоглощающий CRM, и управление цепочкой поставок. Все это своеобразные хиты сезона, которые будоражат мозги бизнесменов и менеджеров. Хитом ближайших двух лет станет риск-менеджмент. Для этого есть по крайней мере две причины. Во-первых, пристальное внимание, которое уделяется данному вопросу на Западе, и постепенный рост актуальности риск-менеджмента в России. Мы обычно отстаем от России в освоении современных управленческих теорий года на два-три. Во-вторых, заниматься бизнесом становится все более рискованно как по экономическим, так и по политическим причинам. Маржа продаж становится все более маленькой, и надо искать пути, как спасать бизнес в условиях жесточайшей конкурентной борьбы.
Цель курсовой работы — изучить хеджирование ценовых рисков с использованием производных ценных бумаг (фьючерсов)
Глава 1. Теоретические положения управления рисками
1.1. Понятие и виды рисков
Чтобы понять, что такое риск, надо осмыслить состояние среды, в которой протекают бизнес-процессы. Это состояние неопределенности. Мы ничего не можем знать заранее с абсолютной уверенностью. Неопределенность формируется под воздействием различных факторов:
- временная неопределенность обусловлена тем, что невозможно с точностью до 100% предсказать значение того или иного фактора в будущем;
- неизвестность точных значений параметров рыночной системы можно охарактеризовать как неопределенность рыночной конъюнктуры;
- непредсказуемость поведения участников в ситуации конфликта интересов также порождает неопределенность.
Риск — это возможность последствий, которые мы не ожидаем и которые обычно воспринимаются со знаком «минус», то есть как нежелательные. Итак, неопределенность — это состояние природы, а риск — некоторая производная от состояния неопределенности, описывающая возможность нежелательного события.
В более узком смысле риск — это возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери:
- потерю имущества,
- получение доходов ниже ожидаемого уровня и др.
- Риск имеет простую практическую философию:
- существование риска связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее;
- риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит и с принятием решений.
Для того чтобы правильно осмыслить практическую философию риска, сформулируем три наиболее распространенных заблуждения в отношении риска[