В современных условиях очень значима роль внутреннего контроля и внутреннего аудита, так как именно их эффективное функционирование должно обеспечить постоянное представление информации о состоянии системы, даст возможность своевременно не только выявлять, но и предупреждать нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, а также позволит руководству принимать своевременные и верные управленческие решения.
Повышение важности осуществления контроля и соблюдения требований законодательных актов, а так же вопросов управления рисками в современных условиях указывает на необходимость улучшение служб внутреннего аудита большинства организаций.
Внутренний аудит за последнее десятилетие в своем развитии проделал значительный путь и добился признания со стороны высшего руководства компании. На сегодняшний день топ менеджмент компаний ожидает от внутреннего аудита существенного вклада в повышение эффективности деятельности организации и контроля над рисками.
Поскольку профессия внутреннего аудитора является относительно молодой, развивающейся, внутренний аудит движется вперед методом проб и ошибок, осваивая новые методы и подходы и отказываясь от практик, не отвечающих требованиям времени. При этом вопрос о необходимости внутреннего аудита остается не закрытым, поскольку он нуждается в существенном усовершенствовании. Только реформирование системы внутреннего аудита может вывести его на новый уровень и обеспечить ему должное место в функционировании организации. Причем реформирование системы внутреннего аудита необходимо уже сегодня и в срочном порядке, поскольку современные нестабильные экономические условия, показали его низкую эффективность.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работу заключается в исследовании сущности внутреннего аудита.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- Определить сущность внутреннего аудита;
- Изучить принципы и концепции внутреннего аудита;
- Рассмотреть порядок создания специальной службы внутреннего аудита;
- Исследовать порядок оценки эффективности внутреннего аудита;
- Изучить стандартизацию службы внутреннего аудита.
Объектом исследования в курсовой работе выступает внутренний аудит.
Предметом исследования является практика деятельности службы внутреннего аудита в организации.
Период исследования 2015 год.
В качестве теоретической и методологической основы проведения исследования были использованы законодательные, нормативные документы, учебная литература таких авторов как А. Бычков, Т.Ю. Дружиловская, Ю. Лермонтов, В.В. Семенихин и многих других и материалы периодической печати. При этом были использованы следующие методы исследования: математический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, аналитический.
-
Понятие и отличительные особенности внешнего и внутреннего аудита
Аудит представляет собой современную углубленную и наиболее зрелую форму финансового контроля, обеспечивающую комплексную целевую оценку результатов деятельности аудируемого субъекта, подразумевающую формирование общего мнения и ответственность аудитора и публичность результато
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и предпринимателей[1].
Профессор В.И. Подольский определял аудит как "предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей"[2].
По мнению профессора А.Д. Шеремета, аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности организаций на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета[3].
В свою очередь В.М. Бодяко утверждает, что организация аудита некоммерческих организаций определяется его видом, который может быть внешним или внутренним[4].
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, неуверенности и неясности в конечных результатах деятельности организации, а так же неопределенности бизнес-ситуации в целом руководство организации должно решать проблемы не только развития но хотя бы выживания в сложившихся условиях. Для этого требуется создание механизма, дающего возможность принятия оптимальных, скоординированных и аффективных управленческих решений. Одним из условий действенной работы такого механизма является надлежащее информационное обеспечение управления хозяйственной деятельностью организации, являющееся важнейшим фактором, который определяет перспективы развития бизнеса и направления повышения финансовой и рыночной устойчивости организации.
В связи с быстрыми темпами изменения внешней среды, интеграционными процессами и глобализацией бизнеса современная экономическая ситуация еще более обостряется, что стимулирует появление новых методов к формированию информации и управления организации в целом, а именно внутреннему аудиту. Необходимость комплексного решения усложняющихся на современном этапе экономического развития управленческих проблем определяет необходимость существования внутреннего аудита. Информация генерируемая в системе внутреннего аудита в первую очередь необходима руководству высшего звена для принятия наиболее обоснованных и экономически оправданных управленческих решений, связанных в целом с функционированием организации. Это обусловлено тем, что информация формируемая в системе внутреннего аудита является конфиденциальной и составляет коммерческую тайну организации, поскольку включает информацию о экономической среде организации и о ее возможностях. Таким образом, одним из конкурентных преимущество организации, и одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей организации для повышения эффективности деятельности на сегодняшний день может стать рационально функционирующая служба внутреннего аудита.[5].
На сегодняшний день, как уже отмечалось ранее, для организаций особо актуальным становится совершенствование финансово-хозяйственной деятельности на основе принятия эффективных и скоординированных управленческих решений, что указывает на необходимость консолидации усилий в сфере совершенствования системы внутреннего контроля. Необходимость совершенствования системы внутреннего аудита организации в первую очередь обусловлено ем, что информация формируемая данной системой на сегодняшний день не в полной мере отвечает потребностям пользователей для принятия наиболее целесообразных решений.
Как известно, контроль является основой управления любой хозяйственной деятельностью. Контроль систематизируется по следующим признакам как самостоятельная функция:
- по времени проведения: предварительный, текущий (производится в процессе совершения хозяйственной операции, позволяет быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации), последующий (контрольные действия осуществляются после завершения хозяйственной операции);
- по периодичности мероприятий: систематический, периодический, эпизодический;
- по стадиям проведения: предварительный (осуществляется на стадии принятия управленческого решения и носит предупреждающий характер), промежуточный, конечный;
- по источникам информации: документальный, фактический, автоматизированный;
- по специфике решаемых задач: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический, управленческий;
- по характеру контрольных мероприятий: плановый и внеплановый;
- по объему и полноте охвата проверкой: полный и частичный, комплексный и тематический, сплошной и выборочный;
- по применяемым методам: использующий общенаучные методические приемы (анализ, синтез, аналогия, моделирование), использующий собственные эмпирические методы (инвентаризация, встречная проверка, формальная арифметическая и логическая проверка, способ обратного счета, сравнение), использующий специфические приемы (экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики, приемы экономического анализа);
- по субъектам контрольной деятельности: государственный, негосударственный, общественный, внутрихозяйственный, правовой, гражданский;
- по уровням управления: макроуровень (государственный, аудиторский), микроуровень (внутрихозяйственный);
- по видам и технологиям управления: стратегический, тактический, оперативный, административно-функциональный, процессно-пооперационный.
До настоящего времени в экономической литературе не выработано единого и точного определения внутреннего контроля и внутреннего аудита. Так например внутренний аудита по мнению английского специалиста Доджа Р. представляет собой процесс, который подчинен внутреннему контролю. Данный автор указывает что составной частью внутреннего контроля является внутренний аудит, который осуществляется для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности организации и осуществляется по решению органов ее управления[6].
Несколько лет назад внутренний аудит действительно соответствовал содержанию первичной ступени внутреннего контроля. На сегодняшний день внутренний аудит применяется как наряду с внутренним контролем так и независимо от него. Внутренний аудит формируется из форм и медов внутреннего контроля, но он сосуществует с ним выполняя при этом самостоятельных функции, что указывает на тот факт, что внутренний аудит является самостоятельной организационной формой внутреннего контроля.
В условиях развития новых форм и методов управления внутренний аудит, организуемый в форме службы аудита на каждом крупном предприятии не исполнительными органами управления (генеральным и финансовым директором), а советом директоров, наблюдательным советом и другими институтами собственников предприятия, становится независимым консультационным центром управления.