Введение
- Языки и символы культуры
- Этническая, национальная и региональная типологизация культур
- Культурные эпохи: европоцентристский подход
- Охарактеризуйте гуманизм эпохи Возрождения
Заключение
Список литературы
Реферат|Культурология
Авторство: Kristina
Год: 2021 | Страниц: 27
Введение
Заключение
Список литературы
Средства, знаки, символы, тексты, все это является языком культуры. Они позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Утверждение о том, что язык символизирует собой культуру его носителей, стало привычным. Однако до сих пор символизирующая функция языков, отражающая культурные особенности народа, изучена недостаточно.
Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других. А метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией. Типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа. Результатом типологизации является типология культуры, под которой следует понимать систему выделенных типов культур.
Европоцентризм (евроцентризм) - это философская концепция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере; превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.
Гуманистические концепции создавались в разные времена во многих странах мира. Однако понятие гуманизма в определённых исторических ситуациях наполнялось конкретным содержанием, вытекающим из существующих социокультурных условий. Поэтому гуманизм как духовное образование - это исторически обусловленная система идей. Гуманисты Возрождения, опираясь на античное духовное наследие, разработали программу создания новой культуры, отличной от церковно-схоластической культуры средних веков. Переосмысление её роли было вызвано, прежде всего, задачами, выдвинутыми эпохой первоначального накопления капитала, порождавшей потребность в расширении границ научного знания и в новом осмыслении места человека в мире. Возникновение гуманизма Ренессанса, таким образом, обусловлено ходом социального и культурного развития Европы.
Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike - учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового [10, с. 56].
Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)
Поэтому знаком в культуре могут быть - звуки, изображения, имена и т.д., которые называются «чувственно воспринимаемыми объектами».
Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.
Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как-то:
- Языка,
- Традиций,
- Фольклора,
- Ритуалов, обрядов, церемоний,
- Художественных образов,
- Письменных текстов и т.д.
Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно и социально значимая информация.
По словам Э. Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.
Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.
Люди и практически и духовно "обрабатывают" предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и быть не может. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, "сверхприродное", качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением.
Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи смыслы. Смысл имеют не только слова и высказывания - им так или иначе проникнуто все, что делает человек и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды, учеба, спорт.
Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл автомобиля - в его использовании как средства передвижения, но может иметь и другой смысл.
Главным смыслом автомобиля для владельца роскошного "Мерседеса" может быть престижность этой марки. Символами, носителями особого смысла, становятся и сами люди. Не всегда можно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно объяснить [12, с. 24].
Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, - человек прибегал к удивительному языку символов.
Наша жизнь действительно наполнена символами. Они сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении. Порой сами того не осознавая, мы часто встречаемся с символами и используем их, постоянно сталкиваемся с явлениями, ситуациями, образами, предметами, существами, которые имеют для нас не только явно выраженные, общепризнанные характеристики и черты.6 Часто, сознательно или бессознательно, мы наделяем их другими значениями, не всегда связанными с их конкретными свойствами или функциями.
Для нас они часто становятся напоминанием, символом неких чувств, переживаний, состояний и опытов познания, выходящих за пределы конкретной физической реальности. Обращаясь к любимому человеку со словами "солнышко мое" или "мое золото", мы не задумываемся о том, что конкретное небесное тело и конкретный металл символизируют не только безграничную гамму наших прекрасных чувств, для которых не нужно много слов и объяснений. Сколько параллельных смыслов, значений, законов и истин скрывается в одних только символах Солнца и золота! Во все времена эти символы использовались в алхимии, астрологии, медицине, в мифах и легендах народов мира; их можно увидеть на портиках храмов, в лабиринтах гробниц и пирамид.
Подобных символов существует бесконечное множество, мы вправе говорить о том, что символы - это не просто язык, которым пользуется душа человека, для того чтобы понять и выразить свои богатые многогранные состояния. Это целый удивительный мир, загадочная сокровищница духовной культуры человечества, в которой заключены не только вся мудрость поколений, но и еще не раскрытые таинства существования человека, природы, Вселенной [15, с. 96].
Символом может стать буквально все: ситуация, образ, предмет, явление, существо, персонаж, - но для этого они должны приобрести определенные свойства, характерные для любой вечно живущей бессмертной сущности. Символика должна быть изучаема под всеми ее аспектами, ибо каждый народ имеет свои особые способы выражения.
Древние философы говорили, что язык символов имеет как минимум семь ключей разгадки и понимания. Если нам открывается одно значение символа, на этом наша работа не заканчивается - напротив, она только начинается. Разгадывая одну загадку, мы на самом деле поднимаем лишь самую первую, самую поверхностную вуаль, скрывающую за собой другие вуали и другие тайны.
Язык символов сам по себе является великой загадкой. Даже в системе, согласно которой многие познания были закодированы на языке символов, есть простая и красивая логика, хотя она может показаться чуждой нашему рациональному восприятию, привыкшему рассматривать все подходы подобного плана как оригинальный плод фантазии.
Динамика раскрытия сокровенных значений символов, а также все процессы трансформации и эволюции, происходящие в человеке, природе и Вселенной, очень интересно и красиво прослеживаются в мифах, сказках, легендах.
Объединяя и вдохновляя людей, культура дает не только общий способ постижения мира, но способ взаимопонимания и сопереживания, язык для сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве [15, с. 98].
Человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков и знаковых систем: условных, или конвенциональных, вербальных (естественные знаки), знаковых систем записи и т. п. Основываясь на многочисленных исследованиях, можно сделать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, где проявляется способность сознания к символизации.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!