Реферат|Искусство

Реферат Программа художественно-творческой деятельности, направленная на популяризацию хохломской росписи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 26

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Художественно-творческая деятельность в учреждениях культуры/образовательных организациях дополнительного образования

1.1 Технологии организации художественно-творческой деятельности детей в образовательных организациях дополнительного образования

1.2 Современные направления художественно-творческой деятельности в сфере декоративно - прикладного искусства

ГЛАВА 2 Творческий проект «Программа художественно-творческой деятельности, направленная на популяризацию хохломской росписи»

2.1 Основные этапы разработки творческого проекта

2.2 Программа художественно-творческой деятельности, направленная на популяризацию хохломской росписи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Актуальность разработки программы художественно-творческой деятельности. Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого потенциала ребенка, знакомит с традициями и историей родного края.

Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода [9].

Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота [8].

Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Объект исследования: процесс формирования и развития навыков кистевой росписи.

Предмет исследования: содержание и методика хохломской росписи.

Цель и задачи программы.

Цель исследования – теоретически обосновать, раскрыть технологию, технику и методику хохломской росписи; дать знания обучающимся об истории народных промыслов и научить детей рисованию художественной росписи в технике хохломской росписи.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения и развития хохломского промысла.
  2. Изучить педагогическую, психологическую, методическую, искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.
  3. Разработать систему занятий дополнительного образования направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).
  4. Разработать программу по хохломской росписи для детей 8 – 14 лет.

В программе используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.)
  • репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
  • изучение развития ребенка (анализ творческой деятельности детей.

Обзор используемых источников информации: искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая и справочная литература в сфере изобразительной деятельности, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Структура и объем пояснительной записки. Пояснительная записка представлена на 26 стр., состоит из введения, двух глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1 Художественно-творческая деятельность в учреждениях культуры/образовательных организациях дополнительного образования

1.1 Технологии организации художественно-творческой деятельности детей в образовательных организациях дополнительного образования

В законе «Об образовании в РФ» указывается, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1].

Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения.

Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие  хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов [10].

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

В процессе обучения дети осваивают художественные принципы, средства и приемы выразительности, испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать  прекрасное.  И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

В педагогической деятельности учителя - мастера-педагога можно выделить два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой: 1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, творчеству, своих знаний, умений, мастерства, приемов исполнительской работы; 2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство педагога проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, не только как педагога, но еще и как профессионального мастера, специалиста высокого уровня декоративно-прикладного искусства. Мастер-педагог на протяжении многих лет вырабатывает свою индивидуальную методику, выстраивает свою систему уроков, мероприятий, внедряет собственные новшества, учитывает реальные условия работы и различные категории учащихся [5].

В рамках инновационной культуры дополнительного образования развиваются образовательные технологии художественного творчества. Инновационная культура – это свободное творение нового при соблюдении закона преемственности, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных сферах жизнедеятельности детей.

По мнению Е. В. Бережновой, опыт творческой деятельности включает в себя следующие содержательные компоненты:

1.Конструирование и проектирование деятельности, предусматривающее: умение проектировать содержание будущей деятельности; умение проектировать систему и последовательность собственных действий; умение проектировать систему и последовательность действий иных участников проектировочного процесса.

2.Осознание, формулирование и творческое решение задач, включающее в себя умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выразить проблему в конкретной задаче; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный; распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.

  1. Опыт методологической рефлексии, интегрирующий: самоанализ, включенный в непосредственную проектировочную деятельность и осуществляемый в ходе проектировочного процесса: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка; самоанализ ретроспективного типа, обращенный в прошлое; самоанализ прогнозирующего типа, обращенный в будущее: самопредвидение, самообязательство, самоотчет.

Технологии социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества направлены на развитие таких навыков, как возможность самовыражения, креативность, активность, индивидуальный стиль деятельности, терпимость к неопределенности, способность принимать решения в ситуации неопределенности [2].

Основными стратегиями образовательной деятельности являются:

- проектная, заключающаяся в создании регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ, которые нацелены на выработку культурных ценностей и новых ценностных отношений;

- инновационная, предполагающая внедрение инновационных технологий в социально-культурную сферу;

- коммуникативная, состоящая в использовании технологий аудиовизуальной коммуникации, межличностного и межгруппового общения;

- этнонаправленные формы работы, включающие в себя распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий  [2].

Также среди основных образовательных технологий художественного творчества учреждений дополнительного образования следует выделить:

  • освоение основ культуроведческого комплекса в системе учреждений дополнительного образования;
  • проектная творческая деятельность с предполагаемым результатом, осуществляемая на основе мышления и рефлексии собственной деятельности;
  • использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
  • развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • В предварительном создании эскизов на бумаге;
  • В продумывании элементов узора;
  • В расположении их на объемах;
  • В создании предметов декоративного характера;
  • Умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • В перенесении задуманного декоративного узора на изделие [11].

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

В работе используются различные методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,
  • использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый;
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • метод «подмастерья», сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, убеждение, поощрение);
  • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Нужно также отметить, что современные образовательные технологии направлены на отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, и опору на идеи культуро-, природо- и социосообразности образовательной системы. Образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности младшего школьника. 

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (1.06.2019)
  2. Бережная, М.С. Образовательные технологии художественного творчества в педагогической практике высшей школы [Электронный ресурс] / М.С. Бережная. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/obrazovatelnye-tehnologii-hudozhestvennogo-tvorchestva-v-pedagogicheskoy-praktike (1.06.2019)
  3. Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. [Электронный ресурс] / Е.С. Голубева. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (05.06.2019)
  4. Глуховец, Т.И. Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения [Электронный ресурс] / Т.И. Глуховец. – Режим доступа:   https://www.uchportfolio.ru/articles/read/61(1.06.2019)
  5. Жиркова, Л. П. Инновационные технологии и мастерство педагога в декоративно-прикладном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 73–77. [Электронный ресурс] / Л.П. Жиркова. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770157.htm. (1.06.2019)
  6. Золотая хохлома (к теме будущего флешмоба) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://businka.org/flud/2015/07/03/zolotaya-hohloma-k-teme-buduschego-fleshmoba.html (1.06.2019)
  7. Направления прикладного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kalih.com/napravleniya-prikladnogo-iskusstva/] (1.06.2019)
  8. Традиционная технология хохломской росписи по дереву [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu (1.06.2019)
  9. Пятирикова, Ж. История хохломской росписи [Электронный ресурс] / Ж. Пятирикова. – Режим доступа: https://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43182826901/Istoriya-hohlomskoy-rospisi (2.06.2019)
  10. Привалова, Т. Д. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875. [Электронный ресурс] / Т.Д. Приввалова. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86401.htm. (3.06.2019)
  11. Успехова, И.А. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей [Электронный ресурс] / И.А. Успехова. – Режим доступа:  http://aneks.spb.ru/tvorch-i-proektnaia-deiat-st-shkolnikov-i-studentov/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-detei.html (5.06.2019)
  12. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов [Текст] / М. С. Соколова. – М.: Владос, 2005. – 303 с. [Электронный ресурс] / И.А. Успехова. – Режим доступа:   https://search.rsl.ru/ru/record/01002914296 (5.06.2019).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Искусство
2015 год 14 стр.
Реферат Английская музыка
diplomstud
Реферат Искусство
2017 год 6 стр.
Реферат Уроки чечетки. Основные движения танца
Telesammit
Реферат Искусство
2017 год 7 стр.
Реферат Детский сюжетно-образный танец
Telesammit
Реферат Искусство
2016 год 11 стр.
Реферат Пространство красоты
Telesammit
Реферат Искусство
2017 год 15 стр.
Реферат Фильмы Жоржа Мельеса
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское