Актуальность разработки программы художественно-творческой деятельности. Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого потенциала ребенка, знакомит с традициями и историей родного края.
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода [9].
Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота [8].
Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время. Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.
Объект исследования: процесс формирования и развития навыков кистевой росписи.
Предмет исследования: содержание и методика хохломской росписи.
Цель и задачи программы.
Цель исследования – теоретически обосновать, раскрыть технологию, технику и методику хохломской росписи; дать знания обучающимся об истории народных промыслов и научить детей рисованию художественной росписи в технике хохломской росписи.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Изучить историю возникновения и развития хохломского промысла.
- Изучить педагогическую, психологическую, методическую, искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.
- Разработать систему занятий дополнительного образования направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).
- Разработать программу по хохломской росписи для детей 8 – 14 лет.
В программе используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров.)
- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
- изучение развития ребенка (анализ творческой деятельности детей.
Обзор используемых источников информации: искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая и справочная литература в сфере изобразительной деятельности, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Структура и объем пояснительной записки. Пояснительная записка представлена на 26 стр., состоит из введения, двух глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 Художественно-творческая деятельность в учреждениях культуры/образовательных организациях дополнительного образования
1.1 Технологии организации художественно-творческой деятельности детей в образовательных организациях дополнительного образования
В законе «Об образовании в РФ» указывается, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1].
Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся. Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения.
Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов [10].
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.
В процессе обучения дети осваивают художественные принципы, средства и приемы выразительности, испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.
В педагогической деятельности учителя - мастера-педагога можно выделить два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой: 1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, творчеству, своих знаний, умений, мастерства, приемов исполнительской работы; 2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство педагога проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, не только как педагога, но еще и как профессионального мастера, специалиста высокого уровня декоративно-прикладного искусства. Мастер-педагог на протяжении многих лет вырабатывает свою индивидуальную методику, выстраивает свою систему уроков, мероприятий, внедряет собственные новшества, учитывает реальные условия работы и различные категории учащихся [5].
В рамках инновационной культуры дополнительного образования развиваются образовательные технологии художественного творчества. Инновационная культура – это свободное творение нового при соблюдении закона преемственности, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных сферах жизнедеятельности детей.
По мнению Е. В. Бережновой, опыт творческой деятельности включает в себя следующие содержательные компоненты:
1.Конструирование и проектирование деятельности, предусматривающее: умение проектировать содержание будущей деятельности; умение проектировать систему и последовательность собственных действий; умение проектировать систему и последовательность действий иных участников проектировочного процесса.
2.Осознание, формулирование и творческое решение задач, включающее в себя умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал; выразить проблему в конкретной задаче; выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент; ясно видеть несколько различных возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный; распределить решение на «шаги» в оптимальной последовательности.
- Опыт методологической рефлексии, интегрирующий: самоанализ, включенный в непосредственную проектировочную деятельность и осуществляемый в ходе проектировочного процесса: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка; самоанализ ретроспективного типа, обращенный в прошлое; самоанализ прогнозирующего типа, обращенный в будущее: самопредвидение, самообязательство, самоотчет.
Технологии социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества направлены на развитие таких навыков, как возможность самовыражения, креативность, активность, индивидуальный стиль деятельности, терпимость к неопределенности, способность принимать решения в ситуации неопределенности [2].
Основными стратегиями образовательной деятельности являются:
- проектная, заключающаяся в создании регионально ориентированных социально-культурных, культурно-образовательных, культуротворческих, культурно-досуговых и других проектов и программ, которые нацелены на выработку культурных ценностей и новых ценностных отношений;
- инновационная, предполагающая внедрение инновационных технологий в социально-культурную сферу;
- коммуникативная, состоящая в использовании технологий аудиовизуальной коммуникации, межличностного и межгруппового общения;
- этнонаправленные формы работы, включающие в себя распространение творческих, развивающих, обучающих этнокультурных технологий [2].
Также среди основных образовательных технологий художественного творчества учреждений дополнительного образования следует выделить:
- освоение основ культуроведческого комплекса в системе учреждений дополнительного образования;
- проектная творческая деятельность с предполагаемым результатом, осуществляемая на основе мышления и рефлексии собственной деятельности;
- использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
- развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- В предварительном создании эскизов на бумаге;
- В продумывании элементов узора;
- В расположении их на объемах;
- В создании предметов декоративного характера;
- Умения найти способ изображения и оформления предмета;
- В перенесении задуманного декоративного узора на изделие [11].
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
В работе используются различные методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,
- использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья», сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Нужно также отметить, что современные образовательные технологии направлены на отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, и опору на идеи культуро-, природо- и социосообразности образовательной системы. Образование рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности младшего школьника.