Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
1.1 Понятие прибыли и ее функции
1.2 Источники формирования прибыли предприятия
ГЛАВА 2. Анализ формирования и использования прибыли в ООО «Арес»
2.1 Характеристика ООО «Арес»
2.2 Динамика формирования и использования чистой прибыли ООО «Арес»
2.3 Пути оптимизации использования прибыли ООО «Арес»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики основой экономического развития общества является прибыль - важнейший показатель эффективности работы организации и источник ее жизнедеятельности.
Рост прибыли создаёт финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников. Кроме того, за счёт прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.
Финансовое состояние предприятий – это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
Организация эффективного управления прибылью, ее формирование и детальный анализ использования создает гарантии для существования компании и перспективы для дальнейшего развития.
Теоретической базой для данной работы послужили: законодательство Российской Федерации, официальные инструктивно-методические материалы, труды отечественных и зарубежных авторов, (В.К. Скляренко, Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко, И.В. Петрученя, Н.А. Соловьева) посвященные рассматриваемой теме, публикации в периодической печати; результаты собственных исследований, учебные пособия. Все использованные книги дают богатый материал о теоретических основах понятия прибыли.
Объект исследования - предприятие ООО «Арес».
Предмет исследования - экономические отношения в сфере формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Цель курсовой работы – анализ понятия, источников и функций прибили организации, и ее значение в предпринимательстве.
Задачи:
1) раскрыть понятие прибыли и рассмотреть ее функции;
2) рассмотреть источники формирования прибыли предприятия;
3) проанализировать процесс формирования и использования прибыли в ООО «Арес»;
4) предложить пути оптимизации использования прибыли ООО «Арес».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия
1.1 Понятие прибыли и ее функции
Прибыль - наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике.
В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает [12].
В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли. Все авторы сходятся в том, что прибыль − это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи.
В товарном производстве прибыль выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наёмных рабочих в сфере материального производства. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности сфера обращения может быть самостоятельным источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продолжаются процессы производства.
Сам же акт обращения связан не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. Прибыль является продуктом перераспределения прибавочной стоимости между производством и торговлей. Она образуется на основе действия закона средней прибыли. На стадии реализации произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в итоге приводят к формированию двух центров колебания рыночных цен. Производитель реализует товары посредникам по ценам производства ниже стоимости (по ценам производства промышленного капитала), а посредники реализуют их потребителям по конечным или действительным ценам производства, сумма которых равняется сумме стоимостей.
Таким образом, прибыль представляет собой разницу между двумя уровнями цен производства и «сводится к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном процессе воспроизводства» [2, c. 14].
Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Отношение величины прибыли к величине всего авансированного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от органического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капитале.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли как её приращенной формы – непосредственная, постоянная цель предприятия.
Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова в работе «Экономика и анализ деятельности предприятия», рассматривая экономическую категорию «прибыль», выделяют два ее вида: экономическую и бухгалтерскую, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских издержек [9, с. 23].
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу, Т.А. Сахнович и И.М. Бабук уточняют данное определение прибыли, вычитая из доходов, кроме вышеуказанных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов [3,c. 64].
О.И Волков в своей литературе «Прибыль предприятия» указывает, что прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:
- доходы от обычной деятельности - представляют собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и иными затратами;
- доходы от обладания предприятием определенных активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активов, стоимость которых может изменяться в отчетном периоде (запасы, земельные участки, основные фонды и т. д.).
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством.
С помощью этой стоимостной формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в экономике [2, с. 268].
В общем виде прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.