Экономические преобразования в России, начавшиеся в конце прошлого века, выступили в качестве стимула для развития института собственности, а также способствовали появлению у граждан возможности не только владеть различным имуществом и обладать многочисленными и разнообразными имущественными правами, но и распоряжаться данным имуществом и правами по своему усмотрению, в том числе и на случай своей смерти путем совершения завещания. В условиях восстановления в России права частной собственности возможность распорядиться своим имуществом посредством передачи его по завещанию превратилась в один из важнейших элементов гражданской правоспособности. Все большее число граждан использует предоставленное законом право оставить завещание не только для того, чтобы решить судьбу своей собственности, но и для того, чтобы избавить близких от выяснения отношений, споров, которые могут возникнуть после смерти наследодателя. В настоящее время порядок наследования регулируется разделом V «Наследственное право» третьей части ГК РФ, вступившей в законную силу 1 марта 2002 года. В новом законе основания призвания к наследованию, в отличие от ранее действовавшего законодательства, поменялись местами. Вслед за общими положениями на первом месте идет наследование по завещанию, а на втором - наследование по закону. Это подчеркивает важность завещательного распоряжения, поскольку воля собственника имущества, передаваемого по наследству, должна стать основным и решающим фактором в дальнейшем переходе его прав.
Вместе с тем анализ гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что, несмотря на детальную проработку порядка наследования по завещанию, оно не лишено недостатков.
Не все новые идеи законодателю удалось воплотить в четких и понятных юридических конструкциях.
Некоторые положения закона носят бланкетный характер и отсылают к еще не принятым федеральным законам, что порождает дополнительные трудности применения этих норм на практике.
Другие положения создают простор не только для злоупотреблений, но и для их криминального использования.
Третьи содержат явные противоречия и нуждаются в изменении или дополнении.
Следует отметить, что в настоящее время слабо проработаны нормы в судебной и нотариальной практике касательно наследования по завещанию, отсутствуют руководящие разъяснения высших судебных органов.
Поэтому на сегодняшний день говорить о завершении переработки законодательства о наследовании по завещанию было бы преждевременным, что и определяет актуальность написания по заявленной теме. Вопросам института завещания посвящены работы: А. Г. Сараева, С.Н. Рождественского, А. В. Трапезниковой. Е. Ю. Петрова, А.В. Бодиловского, В.И. Шангиреева, А.М. Эрделевского и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в результате совершения и исполнения завещательных распоряжений.
Предметом выступают правовые нормы, регулирующие наследование по завещанию.
Основная цель курсовой работы заключается в комплексном анализе завещания как способа распоряжения имуществом на случай смерти. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и юридическую природу завещания;
- рассмотреть свободу завещания и способы ее ограничения;
- проанализировать подназначение наследников (субституцию);
- проанализировать завещательный отказ (легат);
-проанализировать завещательное возложение;
- рассмотреть назначение исполнителя завещания.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВЕЩАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие и юридическая природа завещания
В настоящее время в наследственном праве закреплено, что правовой формой распоряжения имуществом на случай смерти является завещание. Завещанием именуется не только сама сделка по распоряжению имуществом на случай смерти, но и письменный документ, оформляющий эту сделку. Завещание – это документ, форма которого строго определена законом.
Традиционно завещание в доктрине наследственного права понимается как односторонняя сделка, способ распоряжения имуществом на случай смерти, документ, содержащий распоряжение наследодателя.
Стоит подчеркнуть, что, несмотря на это, в доктрине до сих пор встречаются мнения ученых, которые настаивают на том, что завещание следует понимать, как двустороннюю сделку (договор). [1]
Согласно п. 2,3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)[2] односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны, для заключения же договора необходимо наличие согласованной воли двух и более сторон. При этом в соответствии со статьей 153 закрепляется, что, во-первых, сделка - это действие граждан и юридических лиц, и, во-вторых, сделки направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Так С.Н. Рождественский подчеркивает, что, так как имущество по завещанию от завещателя переходит к наследникам только после смерти первого и в случае принятия вторыми, то завещатель на себя никаких обязанностей при жизни не берет, относить завещание к односторонним сделкам неправильно. Он придерживается позиции, что составление завещания - это своего рода оферта, а принятие наследства - акцепт, следовательно, указанные отношения являются двусторонними, а завещание двусторонней сделкой.[3]
Эта точка зрения на практике и в доктрине критикуется. Отмечается, что договорные отношения предполагают наличие как минимум двух сторон, тогда как в случае совершения завещания до смерти завещателя наследник еще не является стороной данных правоотношений, а после смерти уже завещатель объективно не может считаться стороной таких правоотношения. Стоит отметить, что также нельзя называть право на принятие наследства акцептом, так как указанное право является секундарным и проистекает из элемента правоспособности гражданина, то есть права наследовать имущество.[4]
Необходимо заметить, что в науке также критикуется и точка зрения, определяющая завещание как одностороннюю сделку. Профессор В.И. Серебровский наиболее характерным признаком завещания считает факт распоряжения посредством него имуществом на случай смерти.[5] Именно он в полной мере определяет специфику данного института наследственного права. При этом, исходя из всего вышесказанного очевидно, что завещание отвечает первому признаку односторонней сделки, а именно выражение воли одного лица.
Согласно ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку, а также для других лиц в случаях, предусмотренных и установленных законом либо соглашением с этими лицами. Соответствие завещания данному признаку и ставится теоретиками под сомнение. Как было отмечено выше, в момент совершения завещания и непосредственно после его совершения у завещателя никаких прав и обязанностей не возникает, следовательно, и правоотношение как таковое не образуется. По мнению В.А. Белова, совершение завещание в отличии от обычной сделки направлено на изменение состава установленного законом круга лиц, подлежащих призванию к наследству, очередности наследования.[6]
Совершение завещания также не влечет возникновение каких-либо правовых последствий для наследника, для их возникновения необходима совокупность юридических фактов: открытие наследства, принятие наследства. Некоторые авторы указывают на то, что посредством совершения завещания складываются особые наследственные отношения[7].
Данное противоречие является далеко не единственным. Так, отмечается, что наследодатель может исключительно по своей воле в любой момент отменить или изменить завещание. Помимо этого, в частности, А.М. Эрделевский подчеркивает, что к завещанию при его недействительности в качестве последствий недействительности могут быть применены только положения о неосновательном обогащении[8], ведь при недействительности зачастую завещание просто отпадает, возвращения к первоначальному положению дел быть нет может, следовательно, о возможности реституции говорить нельзя.
Некоторые исследователи, в частности, В.А. Белов отмечают, что предметом завещания могут быть секундарные и субъективные права, и не только те, которые принадлежали завещателю на момент совершения завещания, но и те, которые будут принадлежать ему в будущем, что характеристике сделок согласно российскому законодательству не соответствует. При этом теоретически даже права и обязанности по сделке в совокупности могут составлять предмет завещания. [9]
На практике в качестве еще одного сугубо индивидуального признака завещания выделяют его личный характер. Например, Э.А. Абашин, отмечая данный признак завещания, формулирует его следующим образом: «Завещание является сделкой, совершаемой только одним лицом, выражающей волю только этого лица и совершаемой им лично только в отношении лично этому лицу принадлежащего имущества».[10]