Учетная политика является неотъемлемым инструментом, регулирующим методологические и организационные основы учета в организации. До настоящего времени не выработано однозначного понимания этой категории, что повышает значимость его определения в расширении и уточнении теоретического знания, а также учетной практике.
Законодательство РФ в сфере бухгалтерского учета предоставляет экономическим субъектам право самостоятельно определять в рамках формирования учетной политики и разработки внутренних стандартов способы ведения бухгалтерского учета, которые по своей сути являются одним из инструментов управления, оказывающим существенное влияние на принятие решений заинтересованными пользователями и обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности экономического субъекта. Грамотно сформированная учетная политика и разработанные внутренние стандарты экономического субъекта позволяют сократить такие виды трансакционных издержек, как издержки сбора и обработки информации, принятия управленческих решений и издержки контроля.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования и изменения учетной политики в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи исследования:
– выделить понятие учетной политики, изучить выбор и применение учетной политики;
– проанализировать изменение учетной политики, а также ретроспективное отражение изменений учетной политики;
– охарактеризовать модель учетной политики российской организации по МСФО;
– рассмотреть особенности учетной политики организации при первом применении МСФО.
Объект исследования: формирование и изменение учетной политики организации.
Предмет исследования: особенности формирования и изменения учетной политики в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Эмпирическая база исследования включает примеры реализации формирования и изменения учетной политики в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в практике российских организаций.
Теоретическая база исследования основана на положениях нормативных правовых актов, а также трудах российских и зарубежных авторов в числе которых Д.М. Аманжурова, Н.М. Балакирева, О.М. Богданова, М.А. Гагян, Н.В. Еремина, Е.В. Левченко, В.С. Лазаренко, И.С. Лазаренко , В.И. Марчук и др.
Методическая база исследования основана на системном подходе, в рамках которого использованы такие методы как анализ и синтез, сравнительный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение. В первой главе выделено понятие учетной политики, изучен выбор и применение учетной политики, проанализированы изменение учетной политики, ретроспективное отражение изменений учетной политики. Во второй главе охарактеризована модель учетной политики российской организации по МСФО, рассмотрены особенности учетной политики организации при первом применении МСФО.
1. Теоретические основы формирования и изменения учетной политики организации
1.1. Понятие учетной политики. Выбор и применение учетной политики
Понятие учетной политики возникло примерно в конце восемнадцатого начале девятнадцатого века, когда учет постепенно становится наукой и делится на две ветви - счетоводство и счетоведение. Как отмечает Балакирева Н.М. «эту идею развили в своих трудах и подтвердили способность учетной политики влиять на прибыль предприятия сторонники социологического подхода к учету» [6, c.73].
Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991 г. Понятие учетной политики появилось в российской практике из-за рубежа, первоначально в банковской сфере. Первым (или одним из первых) отечественных нормативных документов, в которых упоминалась учетная политика, был утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. № 1483-1 Устав Центрального банка Российской Федерации. В нем утверждалось, что «Банк России осуществляет на территории РСФСР денежно-кредитное регулирование, в том числе путем проведения своей учетной политики» [8, c.64].
Зиновьева Ю.С. указывает на то, что в «своем современном значении термин «учетная политика» вошел в российскую теорию и практику ведения бухгалтерского учета в 1992 году с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. № 10» [10, c,96].
Как раздел учета данный термин в Российской Федерации был введен в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия» (утверждено Приказом Минфина РФ от 28.07.1994 № 100, утратило силу). В положении было указано, что «... под учётной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» [12, c.119].
По мнению Смирнова Ю.С., дальнейшее «совершенствование документа привело к тому, что ПБУ 1/98 «Учётная политика организации» и, соответственно, определение учётной политики изменилось. Под учётной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» [15, c.6] Данная корректировка существенно не поменяла сущности понятия «учетная политика» однако уточнила организационно-правовую форму юридических лиц и убрала излишнюю конкретизацию фактов хозяйственной деятельности.
В действующем в настоящее время ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» [4].
В ПБУ подчеркнуто, что организация самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») [1]. При этом не приведены формальные требования того, кто именно будет заниматься разработкой учётной политики - бухгалтерская служба, непосредственно руководитель (в малых предприятиях), сторонняя организация или привлечённый на основании договора гражданско-правового характера специалист.
Также рассматриваемое понятие раскрывается и в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», утв. приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н.
В соответствии с МСФО (IAS) под учетной политикой понимаются «конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности» [12, c.119]. Определение учетной политики, данное в МСФО (IAS) 8, в отличие от Закона № 402-ФЗ, делает акцент не на деятельности (ведении бухгалтерского учета), а на ее результате (готовой финансовой отчетности), а также затрагивает не столько практические, сколько методологические основы деятельности.
В то же время учетная политика может быть рассмотрена не только как совокупность способов и правил ведения бухгалтерского учета. Панферова А.С. в своей статье приводит следующее определение учетной политики «под учетной политикой можно также понимать «выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.)» [13, c.168].
Когда компания готовит сложную отчетность или рассчитывает расширенный метод учета, ей необходимо придерживаться руководящих принципов. Так, чтобы выбрать метод амортизации, способы учета затрат и т.д., компания должна следовать определенной учетной политике. Учетная политика может варьироваться от компании к компании; но что бы компания ни делала в отношении учетной политики, она должна соответствовать общепринятым принципам бухгалтерского учета (GAAP) или международным стандартам финансовой отчетности (IFRS).
Учетная политика представляет собой структуру организации учета, которой должны следовать организации. Поскольку высшее руководство устанавливает критерии для поддержания качества продуктов или услуг в компании, учетная политика также устанавливается в качестве критериев для представления надежной и точной картины методов бухгалтерского учета.
С 06 августа 2018 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, который касается крупных предприятий (головных компаний), что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество может применять способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.
В новой редакции ПБУ «Учетная политика организации» (2018 года) создает условия для рационального ведения учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).
Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008). Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения. Если организация добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008). Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке к годовому отчету, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008. В отдельных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. Приближаясь к редакции МСФО появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность.
Изменения, внесенные в ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» в 2017 году и новации 2018 года не являются окончательными, они будут продолжаться потому, что требуют дальнейшей доработки. Внесенные коррективы в ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» помогут совершенствовать финансово-аналитическую работу организаций.
Учетная политика утверждается руководителем организации в конце каждого периода на следующий. Как правило, приказ об учетной политике включает в себя следующие разделы:
- Организационные аспекты учетной политики (общие сведения о крестьянском хозяйстве; порядок организации обработки учетной документации; бухгалтерская отчетность, порядок составления и сроки представления; рабочий план счетов организации).
- Методические аспекты учетной политики:
– порядок учета основных средств;
–порядок учета материально-производственных запасов;
– порядок формирования доходов;
– порядок формирования расходов;
–порядок учета расходов;
– порядок учета кредитов и займов;
– порядок учета государственной помощи;
– инвентаризация активов и обязательств и др.
В организации разрабатываются все необходимые согласно учетной политике формы первичных документов, определяются реквизиты:
– наименование документа (формы);
– код формы;
– дата составления;
– наименование организации, составившей этот документ;
– содержание хозяйственной операции;
– измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
– перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
– личные подписи указанных лиц и их расшифровки.
Кроме того, утверждаются и закрепляются формы регистров бухгалтерского учета.
Разрабатываются схемы обработки учетной информации по различным участкам учета. Пример схемы обработки учетной информации по основным средствам представлен в приложении.
В учетной политике указывается используемый метод налогового учета. Например, если в налоговом учете используется кассовый метод, то в качестве системы налогообложения отмечен единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Бухгалтерский учет ведется с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
В случае наличия в организации средств автоматизации бухгалтерского учета данный факт также может быть прописан в учетной политике.
Методические аспекты учетной политики включают указание на первичный учет операций. Например, «первичный учет операций по движению основных средств ведется с применением утвержденных форм первичной учетной документации. Комиссия определяет срок полезного использования активов в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей и определяет соответствующую амортизационную группу. Прием к бухгалтерскому учету приобретенных объектов основных средств осуществляется на основании документов поставщиков (рисунок 2 приложения). В последний день месяца комиссия по определению срока полезного использования оформляет акты, заверяет руководителем и передает их в бухгалтерию не позднее второго числа месяца, следующего за отчетным. Прием к бухгалтерскому учету приобретенных объектов основных средств осуществляется на основании документов поставщиков. При осуществлении операций по движению основных средств, организация оформляет формы первичных учетных документов. При приобретении объекта основного средства по договору купли-продажи и передаче его на баланс организации оформляется «Акт о приеме (поступлении) оборудования»» [23].