Дефицит федерального бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.
Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние источники финансирования, вследствие чего увеличивается государственный долг.
В результате финансирования дефицита бюджета образуется непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг. Долг – один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов экономике. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного дефицита и способов его преодоления в РФ и зарубежных странах.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «дефицит бюджета» и рассмотреть причины его образования;
- ознакомится с источниками формирования дефицита федерального бюджета и их предельные значения;
- проанализировать бюджетный дефицит РФ и зарубежных странах;
- предложить пути сокращения бюджетного дефицита в РФ.
Объектом изучения является бюджетная система РФ.
Предметом изучения является бюджетный дефицит.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, научно-методические разработки и рекомендации в области экономики, а также законодательные и нормативные правовые акты.
Методы исследования стали общенаучные познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также специальные методы (моделирование, стратегический анализ, группировки, экспертных оценок).
Глава 1. Сущность и источники финансирования дефицита федерального бюджет
1.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
Доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы [15]. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, a также случая централизации средств из бюджета других уровней бюджетной системы РФ.
Однако в реальной жизни, этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.
Дефицит бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии c установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов. Такой концептуальны подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами принято показывать с положительным знаком, a дефицит – c отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которых равна дефициту, но имеет противоположный знак.
Наличие дефицита сопряжено c признанием необязательного сбалансирования поступления и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов [13].
Величина дефицита или профицита по отношению к ВВП является основным итоговым финансовым показателем сектора государственного управления. Наличие дефицита является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.
Основными причинами дефицита являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактор, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между доходами и расходами, растет дефицит.
Рост дефицита может быть связан c неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью [7]. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Дефицит бюджета и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики c помощью увеличения государственных расходов c использованием дефицита бюджета.
Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности c сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку c расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетание с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. руб. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. C 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-200 гг. заимствования на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено. В 200 и 2001 гг. в России имел место профицит бюджета как следствие роста доходов бюджета в условиях оживления производства и сдерживания роста расходов.
При осуществлении заимствований органы власти соответствующего уровня могут выступать как в роли заемщика, так и в роли гаранта погашения займов (кредита) другими заемщиками [18]. При этом для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Кредиты Центрального банка РФ, a также приобретенные Центральным банком РФ государственные ценные бумаги РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
1.2. Источники финансирования федерального бюджета
В соответствии c Бюджетным кодексом РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [8]:
1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системы РФ;
3) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
4) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
5) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
6) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [10]:
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая разница по средствам федерального бюджета;
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных их федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;
- разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
- разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
- прочие источники финансирования дефицита бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [16]:
1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
2) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, c учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
3) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;