Курсовая работа|Макроэкономика

Курсовая Бюджетный дефицит

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 25

Введение

Глава 1. Сущность и источники финансирования дефицита федерального бюджет  

1.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования

1.2. Источники финансирования федерального бюджета

Глава 2. Анализ бюджетного дефицита в РФ и зарубежных странах

2.1. Анализ бюджетного дефицит в РФ

2.2. Бюджетный дефицит в зарубежных странах

2.3. Прогноз бюджетного дефицита в РФ

Заключение

Литература  

Дефицит федерального бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов. 

Подобное состояние государственного бюджета является характерным для многих государств, имеющих развитую экономику, вследствие инфляции.

Дефицит бюджета – отражение неустойчивости положения в хозяйственных и финансовых областях деятельности. Для его перекрытия используются внутренние и внешние источники финансирования, вследствие чего увеличивается государственный долг.

В результате финансирования дефицита бюджета образуется непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг. Долг – один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов экономике. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного дефицита и способов его преодоления в РФ и зарубежных странах.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие «дефицит бюджета» и рассмотреть причины его образования;

- ознакомится с источниками формирования дефицита федерального бюджета и их предельные значения;

- проанализировать бюджетный дефицит РФ и зарубежных странах;

- предложить пути сокращения бюджетного дефицита в РФ.

Объектом изучения является бюджетная система РФ.

Предметом изучения является бюджетный дефицит.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, научно-методические разработки и рекомендации в области экономики, а также законодательные и нормативные правовые акты.

Методы исследования стали общенаучные познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия), а также специальные методы (моделирование, стратегический анализ, группировки, экспертных оценок).

 

Глава 1. Сущность и источники финансирования дефицита федерального бюджет

1.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования

 Доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы [15]. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, a также случая централизации средств из бюджета других уровней бюджетной системы РФ.

Однако в реальной жизни, этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Дефицит бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии c установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов. Такой концептуальны подход к понятию дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами принято показывать с положительным знаком, a дефицит – c отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которых равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Наличие дефицита сопряжено c признанием необязательного сбалансирования поступления и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов [13].

Величина дефицита или профицита по отношению к ВВП является основным итоговым финансовым показателем сектора государственного управления. Наличие дефицита является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов. 

Основными причинами дефицита являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактор, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства.   В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между доходами и расходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан c неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью [7]. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.    

Дефицит бюджета и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее   обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики c помощью увеличения государственных расходов c использованием дефицита бюджета.

Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности c сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку c расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетание с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. руб. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. C 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-200 гг. заимствования на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено. В 200 и 2001 гг. в России имел место профицит бюджета как следствие роста доходов бюджета в условиях оживления производства и сдерживания роста расходов.

При осуществлении заимствований органы власти соответствующего уровня могут выступать как в роли заемщика, так и в роли гаранта погашения займов (кредита) другими заемщиками [18]. При этом для регулирования дефицита бюджета Бюджетным кодексом РФ введены следующие ограничения.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка РФ, a также приобретенные Центральным банком РФ государственные ценные бумаги РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

1.2. Источники финансирования федерального бюджета

В соответствии c Бюджетным кодексом РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [8]:

1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

2) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системы РФ;

3) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

4) разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

5) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

6) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [10]:

- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;

- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

- курсовая разница по средствам федерального бюджета;

- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных их федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;

- разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;

- разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

- прочие источники финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются [16]:

1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, c учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

3) разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

 - объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
  2. Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 521 c.
  3. Антипина О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
  4. Басовский Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.
  5. Бродский Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
  6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. ВАхрин. – М.: Дашков и Ко, 2012. - 344 c.
  7. Воронин А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
  8. Гусейнов Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
  9. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
  10. Ермасова Н.Б. Бюджетная система / Н.Б. Ермасова. – М.: Высшее образование , 2012. - 720 c.
  11. Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
  12. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.
  13. Овчинников Г.П. Макроэкономика: Учебник / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. - 368 c.
  14. Розанова Н.М. Макроэкономика: Учебник для магистров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2013. - 813 c.
  15. Свищева В.А., Жирова Г.В. Бюджетная система России. Краткий курс / В.А. Свищева, Г.В. Жирова. – М.: Окей-книга, 2012. - 176 c.
  16. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
  17. Шевелева Н.А. Бюджетная система России / Н.А. Шевелева. – М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. - 280 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Макроэкономика
2016 год 31 стр.
Курсовая Частная собственность на землю в РФ: за и против
Polinkaaa
Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 32 стр.
Курсовая Денежно-кредитная политика государства
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 31 стр.
Курсовая работа на тему: «Экономический рост»
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2015 год 27 стр.
Курсовая Макроэкономическая политика
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское