Введение
Глава I.Суверенитет как правовая категория
- 1. Основные подходы к понятию «суверенитет»
- 2 . Признаки государственного суверенитета
Глава II. Проблемные аспекты суверенитета государства в современных условиях
- 1. Проблемы суверенитета государства в современных условиях
- 2. Пути совершенствования защиты суверенитета государства в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. На протяжении всего новейшего периода политической истории России не иссякает исследовательский интерес к феномену суверенитета, его политическим, социокультурным и этнонациональным аспектам. Многомерность явлений, характеризуемых понятием «суверенитет», выражается в выделении трех его видов: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет». С одной стороны, каждая разновидность суверенитета имеет свои специфические особенности, с другой – все эти разновидности находятся в тесной взаимосвязи. Вопросы теории и практики суверенитета в последние годы приобрели в нашей стране особое значение. Новое качественное состояние России как демократического федеративного государства требует качественно нового уровня осмысления и оценки этой важнейшей государственно-правовой категории с позиций действующего конституционного права.
С начала 90-х годов ушедшего столетия в нашей стране произошли существенные изменения, связанные с глубинными социально-экономическими, политическими и юридическими преобразованиями, затронувшими все сферы общественной жизни. Кризисные явления наблюдались в политике, экономике, и, самое главное, в области национально-государственных отношений.
Необходимо отметить, что существовавшие в тот период дезинтеграционные тенденции к настоящему моменту во многом преодолены. Определенный сдвиг в сторону выхода из кризиса наметился после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.[1] Этот важнейший правовой акт заложил основы формирования принципиально новой системы российского федерализма, порывавшей с устаревшими представлениями о федерации, оставшимися в наследство от советского периода. Речь идет в первую очередь об отказе от принципа национально - территориального подхода к построению федерации, о преодолении тоталитарных тенденций, скрытых под маской федерализма и об обеспечении реального равенства прав всех субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются проблемы суверенитета государства в свете глобальных интеграционных процессов, идущих в мире.
Предмет исследования образуют внутригосударственные и международно-правовые аспекты суверенитета государства.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический.
Цель настоящей работы – провести научный анализ понятия, особенностей суверенитета государства в современных условиях.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач: 1) рассмотреть основные подходы к понятию «суверенитет»; 2) проанализировать признаки государственного суверенитета; 3) охарактеризовать проблемы суверенитета государства в современных условиях; 4) предложить пути совершенствования защиты суверенитета государства в современных условиях.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Суверенитет как правовая категория
§ 1. Основные подходы к понятию «суверенитет»
Каждое понятие в юридической терминологии возникло в конкретных общественно-политических условиях и отражает какое-либо общественное явление на конкретном историческом этапе. С развитием общественных отношений меняется содержание тех правоотношений, которые характеризуются тем или иным правовым термином. В результате одни понятия уходят в небытие, другие наполняются новым смысловым и правовым содержанием.
Правовое содержание понятия «суверенитет», насчитывающее более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться новым содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие «суверенитет» многомерно и может быть рассмотрено в трех аспектах: «государственный суверенитет», «народный суверенитет» и «национальный суверенитет»[2].
Доктрину суверенитета ввел в политическую науку французский мыслитель Жан Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576). Теория суверенитета формировалась совместно с идеей абсолютной монархии - новой парадигмой государства, возникшей как реакция на притязания духовной власти, феодалов и Священной Римской империи на верховенство государственной власти. Боден определил суверенитет как абсолютную и пожизненную власть в государстве, принадлежащую чаще всего монарху, или, в более редких случаях, аристократии или народу. Монарх дает подданным закон без их согласия, отделен от народа и отвечает лишь перед Богом. При этом по Бодену, власть передается народом монарху в форме дарения, которое не оговаривается никакими условиями. Следовательно, суверенный монарх не уполномоченное народом лицо, реализующее свои полномочия путем участия в реализации естественных прав подданных, а образ Бога, отделенный от руководимого им общества. Боден в сформулированном им понятии суверенитета первый соединил внешнюю и внутреннюю стороны одного и того же явления - независимости государства в отношениях с иными государствами и верховенства государственной власти внутри страны, а также объединил в государственно-правовом понятии суверенитета все его признаки: абсолютность, неделимость, непрерывность во времени, независимость, неотчуждаемость.
Позднее Гуго Гроций отделил суверенитет государства от суверенитета конкретного носителя государственной власти и совокупности конкретных его прав. Разделение понятий, характеризующих различные политико-правовые явления верховенства государственной власти и полновластия, позволило рассмотреть суверенитет не как свойство государственной власти, а как свойство, существенный признак государства. Государственный суверенитет в классическом (абсолютистском) его понимании, будучи неотчуждаемым правом на высшую независимость и верховную власть, представляет собой свойство государства, являющееся не более высоким относительно других элементов политической системы, а высшим в абсолютном смысле, неделимым, стоящим над политическим обществом и отдельно от него[3]. Для политической науки в современных условиях актуально «комплексное переосмысление и переоценка понятия «суверенитет» как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии».
Суверенитет как государственно-правовое явление имеет давнюю историю. В течение многих лет по данному вопросу ведутся многочисленные дискуссии. В первую очередь это относится к его понятию и содержанию.
Под государственным суверенитетом понимаются верховенство и независимость государственной власти, которые юридически выражают сущность государства и проявляются в соответствующих формах во внутренней внешнеполитической деятельности государства[4]. При этом социально-политическое и юридическое содержание этих элементов на различных этапах цивилизационного процесса не остается неизменным. В парадигме исторической и цивилизационной эволюции этой правовой категории четко прослеживается тенденция к ее деабсолютизации и гуманизации. Государственный суверенитет реализуется через правомочия государства. Суверенные права государства во всей своей полноте обеспечивают такое качественное состояние государственной власти, которое характеризуется как суверенитет. Суверенитет государства не может быть непосредственно сведен к суверенным правам государства, тем более отождествлен с ними, хотя именно в этих правах он находит свое наиболее яркое воплощение.
Суверенитет - это важнейшее свойство государственной власти, делающее ее высшей властью в государственно-организованном обществе, придающее ей всеобщий и публичный характер.
Государственный суверенитет является выражением народного (национального) суверенитета. Он произведен от последнего. Суверенитет народа представляет собой юридическое и фактическое обладание народом всей полнотой государственной власти. Народ выступает ее единственным источником и носителем. Народ является носителем и обладателем суверенитета, и именно в силу этого обстоятельства принадлежащая ему государственная власть является суверенной государственной властью. Суверенитет народа выступает в качестве основы суверенитета народа выступает в качестве основы суверенитета государственной власти. Если народ утрачивает суверенитет, то и государственная власть автоматически утрачивает свой суверенный характер. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую системы страны. Государственная власть обладает строгой зависимостью от своего источника и носителя. Чем выше степень зависимости государственной власти от своего носителя, тем больше степень его суверенности.