Реферат|История

История возникновения русского и латинского шрифта

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 11

Введение

  1. Понятие и сущность шрифта
  2. История русского шрифта
  3. История латинского шрифта

Заключение

Список литературы

Письмо и его производное - шрифт появляются на ранних стадиях зарождения человеческого общества в связи с потребностью в хранении информации. Можно сказать, что письмо и шрифт являются условием существования цивилизации. Эффективность социальной функции шрифта зависит от его правильной технической реализации и соответствия ее психофизиологии восприятия, в то время как эстетический аспект шрифта заложен в нем с момента его возникновения. Огромное значение играет шрифт в развитии, существовании и развитии визуальной культуры любого народа.

Создание шрифта, его жизнь и значение в культуре, в издательском деле, в графическом дизайне определяется совокупностью многих факторов объективного и субъективного характера. Проектирование шрифтов—это всегда баланс традиций и новаторства, формально-композиционных поисков и условий практического применения. По своему отношению к обществу шрифт сравним с такими практически необходимыми областями искусства, как архитектура и промышленный дизайн.

В эволюции шрифта можно выделить естественные, эволюционные факторы развития и периоды резких стилистических и морфологических изменений под влиянием определенных проектных усилий, действий, идей, методов. К естественным факторам относятся постепенно развивающиеся технологические и социокультурные условия. К проектным - как частные случаи вмешательства конкретной политической воли, так и изменение формы под влиянием заказов издателей, с начала книгопечатания активных посредников между читателем и художником шрифта.

          Цель настоящей работы – охарактеризовать историю русского и латинского шрифта. Задачи: 1) изучить понятие и сущность шрифта; 2) рассмотреть историю русского и латинского шрифтов.

  1. Понятие и сущность шрифта

Шрифт (нем. Schriftschreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста. Шрифты являются неотъемлемой частью граффити, а также тэггинга и бомбинга (5, С.32).

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

Шрифт — это система визуального отображения информации при помощи условных символов. В более узком значении это комплект литер, цифр и специальных знаков определенного рисунка.

В зависимости от графической основы различают шрифты: русский, латинский, греческий, готический, арабский, и др. Существуют определенные стандарты, в которых регулируются технологические параметры шрифтов.

В соответствии с назначением типографские Ш. подразделяются на текстовые — для текстового набора; титульные — для набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные — для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т.п.).

По контрастности (отношение толщин оснований и соединительных штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном 7 групп типографских шрифтов. В особую группу входят шрифты, которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе рукописные, имитационные (например, шрифты пишущих машин) и др.

В зависимости от начертания, определяемого в основном наклоном очка, его шириной и насыщенностью (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета), типографские шрифты бывают прямые, курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные, жирные. Шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей; шрифты разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование, например елизаветинская, банниковская, школьная и т.д. Ассортимент гарнитур Ш., применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.

  1. История русского шрифта

Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из лучших образцов уставного письма является "Остромирово Евангелие". Позже устав сменился полууставным письмом.

Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу - уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт - скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п. Начиная с XV вв. написание заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента (3, С.43).

Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI вв. Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII вв. Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

В 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием "Геометрия". Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку (4, С.21).

Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн ("модный") и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и др.

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

Таким образом, познакомившись с историей развития шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

  1. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. - М., «Книга», 1964.
  2. Кирсанова Д.М. Историко-морфологическая модель развития русского наборного шрифта. Взаимосвязь объективных и субъективных факторов. М., 2007.
  3. Кричевский В.Г., Типографика в терминах и образах, том 2, М., «Слово», 2000.
  4. Феличи Д., Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. СПб.,«БХВ-Петербург», 2004.
  5. Шпикерман Э., О шрифте. М.:«ПараТайп», 2005.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История
2012 год 14 стр.
Реферат Наука и постмодернизм
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское