Введение
- Концептуальные системы химии
- Стратегические направления современной химии
- Эволюция химических систем и перспективы химии
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Химия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 15
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Уровень развития химии (и её основополагающих разделов) как единой самостоятельной фундаментальной науки и строгой учебной дисциплины к рубежу XX - XXI веков вызывал и продолжает вызывать неудовлетворенность наиболее критически мыслящих ученых и педагогов, профессионально специализирующихся в этой важнейшей отрасли естествознания. Примечательно, но факт, что ещё в 1967 году В.И.Кузнецов в своей фундаментальной монографии «Эволюция представлений об основных законах химии», проанализировав существо основных законов и теорий применяющихся в химии того периода, пришел к крайне принципиальному и важному выводу: «Встречающееся по сей день определение химии как «науки о веществах и их превращениях» в настоящее время явно устарело». Сегодня отставание химии в фундаментальном развитии иллюстрируется не только регрессом в области совершенствовании понятийного аппарата, но и в отсутствии в этой науке не только единой теории химической связи и строения химических веществ, но и общепризнанной химической системы, их объединяющей, так как Периодическая система по сути является физической.
Сформулированы основные причины, определяющие «фундаментальную недоразвитость» химии: уникальная практическая значимость химического вещества в жизнеобеспечении людей, раздробленность химии на более чем 70 дисциплин и глобальное «офизичивание» ее теоретических основ. Приблизительно аналогичные проблемы, но в еще большей степени, существуют и в материаловедении, так как эта наука и учебная дисциплина в значительной степени является «симбиозной» или смешанной между химией, физикой, механикой и в некоторых разделах с технологией. [3]
От развития химии во многом зависит развитие всех отраслей экономики, химия обеспечивает промышленность и строительство новыми эффективными материалами, снабжает сельское хозяйство минеральными удобрениями и средствами защиты растений, способствует его интенсификации.
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает горнохи-мическую (добыча сырья — апатитов, фосфоритов, серы, каменных солей и др.), основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений), химию органического синтеза (производство полимеров) и переработку полимерных материалов (производство шин, изделий из пластмасс и т. д.). [5]
Целью реферата является изучить проблемы и перспективы химии.
Для решения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть концептуальные задачи химии;
- выделить стратегические направления современной химии;
- проанализировать эволюцию химических систем и перспективы химии.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения. Основная часть включает три пункта.
1. Концептуальные системы химии
Химия – наука о веществах и процессах их превращения, сопровождающие изменением состава и структуры.
Как никакая другая наука, она является одновременно и наукой, и производством. Химия всегда была нужна человечеству для того, чтобы получать из природных веществ материалы с необходимыми для повседневной жизни и производства свойствами. Поэтому все химические знания, приобретенные за многие столетия и представленные в виде теорий, законов, методов, технологий, объединяет одна-единственная непреходящая, главная задача химии — получение веществ с заданными свойствами. Но это — производственная задача, и, чтобы ее реализовать, нужно уметь из одних веществ производить другие, т.е. осуществлять качественные превращения веществ. [4, с. 184-185]
Основанием химии выступает проблема получения веществ с заданными свойствами (производственная задача) и выявление способов управления свойствами веществ (научная задача). Свойства веществ зависят:
1) от элементарного и молекулярного состава;
2) от структуры молекулы;
3) от термодинамических и кинетических условий процесса химической реакции;
4) от уровня химической организации вещества.
Концептуальные этапы получения знаний по химии можно представить следующим образом:
XVII – учение о составе вещества;
середина XIX в. – учение о структуре вещества;
конец XIX в. – учение о химических процессах;
середина XX в. – учение о химической эволюции.
Четыре способа решения основной проблемы химии:
Первый уровень научных химических знаний, продолжающийся с работ Р. Бойля (1660-е годы) до 1820-1830-х годов: свойства вещества определяются его составом. Химический элемент и химическое соединение. Дальтониды – химическое вещество молекулярного строения и бертоллиды – соединения немолекулярного строения. Вовлечение новых химических элементов в производство материалов. Синтез новых элементоорганических соединений, например фторорганических, обладающих исключительной устойчивостью.
Второй уровень развития химических знаний (середина XIX века): свойства вещества и их качественное разнообразие обуславливаются составом и структурой молекул. Возникновение структурной химии: работы Д. Дальтона, И.Я. Берцелиуса, Ш. Жерара, А. Кекуле, A.M. Бутлерова. Триумфальный марш органического синтеза. Пределы и проблемы структурной органической химии.
Третий уровень химических знаний (середина XX века): учение о химических процессах и механизмах изменения вещества. Свойства вещества зависят от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции. Учение о химических процессах – область науки, где осуществляется глубокое взаимопроникновение физики, химии и биологии. Химическое производство синтетических материалов.
Принципиальная обратимость всех химических реакций. Законы Я. Вант-Гоффа и А. Ле-Шателье. Зависимость хода химических процессов от структурно-кинетических факторов: от строения исходных реагентов, концентрации, наличия катализаторов и др. Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии.
Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез.
Четвертый уровень химических знаний (с 1970-х годов): свойства вещества зависят от высоты химической организации вещества. Биологизация химии – возникновение эволюционной химии. Основа лаборатории живого организма – биокатализ. Подражание живой природе – химия будущего. Создание катализаторов по принципу ферментов. Изучение брожения – один из первых опытов изучения химии живой природы. Пути освоения каталитического опыта живой природы: исследование в области металлокомплексного катализа, моделирование биокатализаторов, исследования в области иммобилизованных систем, применение принципов биокатализа в химической технологии.
Отбор химических элементов в ходе эволюции. Химические свойства углерода, отвечающие всем требованиям эволюции: прочность химических связей, их энергоемкость и достаточная лабильность.
Явления самосовершенствования катализаторов в ходе реакции. Самоорганизация химических систем. Теории химической эволюции и биогенеза. Эволюция химических систем.
Четыре способа решения основной проблемы химии – четыре иерархические концептуальные системы.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!