ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Художественно-творческая деятельность в учреждениях культуры/образовательных организациях дополнительного образования
1.1 Технологии организации кружковой деятельности детей в образовательных организациях дополнительного образования
1.2 Особенности и направления декоративно - прикладного творчества в досуговой сфере молодежи
ГЛАВА 2 Творческий проект «Программа художественно-творческой деятельности, направленная на популяризацию хохломской росписи»
2.1 Основные этапы разработки творческого проекта
2.2 Программа художественно-творческой деятельности, направленная на популяризацию хохломской росписи среди молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность разработки программы художественно-творческой деятельности. Роспись по дереву является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. С годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное творчество - это уникальный мир духовных ценностей, уходящих корнями в далекие народные традиции, питающие современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. В этом случае возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное творчество, мы можем сблизить, а в дальнейшем передавать традиции из поколения в поколение, оставляя национальную культуру в нашем сознании.
Эта программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими навыками и умениями на уроках изобразительного искусства, на уроках материаловедения и в образовательных организациях дополнительного образования. Мы не должны забывать, что в классе учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т. д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий для творческого развития школьников создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
В соответствии с концепцией современного образования программа базировалась на таких компонентах, как:
- изучение опыта поколений с учетом современных требований;
- ремесло росписи по дереву рассматривается как составная часть народного искусства;
- роспись как и изобразительное искусство подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности;
- интегрированная связь с другими образовательными программами.
Объект исследования: процесс формирования и развития навыков в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на примере хохломской росписи.
Предмет исследования: содержание и методика обучения школьников декоративно-прикладному искусству в условиях учреждения дополнительного образования.
Цель и задачи программы.
Цель программы – знакомство детей с основами народного художественного творчества через познания и овладение приемами росписи по дереву, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- привить стойкий интерес к художественной деятельности;
- научить основам цветоведения, приемам составления и использования композиции;
- научить практическим навыкам росписи по дереву;
- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- приобщение к народным традициям;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Обзор используемых источников информации: искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая и справочная литература в сфере изобразительной деятельности, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Структура и объем пояснительной записки. Пояснительная записка состоит из введения, двух глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 Художественно-творческая деятельность в учреждениях культуры/образовательных организациях дополнительного образования
1.1 Технологии организации кружковой деятельности детей в образовательных организациях дополнительного образования
В настоящее время система дополнительного образования детей находится в стадии развития, несмотря на многие сложности одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и преумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективности использования дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.
Каждый человек обладает определенным творческим потенциалом, необходимо только помогать учащимся, создавать условия для развития и полного раскрытия этого потенциала. Раскрытие творческого потенциала личности является приоритетным направлением современного образовательного процесса с точки зрения стандартизации. В связи с этим изменяется и деятельность преподавателя образовательной организации. В рамках реализации вариативной части основной общеобразовательной программы, осуществляется работа кружков, направленных на развитие одаренных детей и развитие тех видов детской деятельности, которые не предусмотрены или недостаточно раскрыта примерная основная образовательная программа. Кружки в образовательной организации организуются с целью развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, укрепления их здоровья, обогащения знаниями, развития навыков, превышающих требования ООП [5].
ФГОС увеличивает значимость образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, потребностям и возможностям обучающихся [1].
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся каждое образовательное учреждение должно выделять определенное время, как на учебные курсы, так и на внеучебную деятельность, на поиск наиболее оптимальных форм их организации в образовательной деятельности, способов чередования учебной и внеучебной деятельности в рамках основной образовательной программы.
Форм внеклассной работы, позволяющих реализовать ФГОС, существует достаточно много. Одной из таких форм является работа студентов (учеников).
Кружковая работа является одной из форм дополнительного образования детей, которая заключается в организации кружков, секций и клубов различного рода. Кружковая работа может осуществляться как в процессе внеурочной работы в учреждениях основного общего образования, так и в учреждениях дополнительного образования (детские центры творчества, станции юных натуралистов и техников, Дом культуры и др. [2].
Бражук С. В. считает, что «в связи с внедрением ФГОС и увеличением роли внеурочной деятельности возникают новые возможности развития и реализации кружковой работы, особенно для учреждений дополнительного образования, так как существует общее между школьной внеурочной деятельностью и деятельностью учреждений дополнительного образования.
Во-первых, это время реализации, т.к. деятельность происходит вне учебных занятий. Во-вторых, это формы организации (кружки, секции, клубы), а также виды деятельности (спортивная, эколого-биологическая, художественно-эстетическая, туристко-краеведческая и др.).
В-третьих, это связь с образовательной деятельностью и деятельностью школы в целом [2].
Евладова Е.Б. и Логинова Л.Г. в своих трудах описывают, что: «Существуют также определенные различия между организацией кружковой работы в школе и в учреждениях дополнительного образования:
- в школе групповая работа обычно проводится в рамках определенного класса обучения или группы одноклассников, в учреждениях дополнительного образования-в составе творческого коллектива, в который входят учащиеся разных классов;
- внеклассные мероприятия в рамках школы обычно проводят классные руководители, воспитатели, педагоги, организаторы; занятия творческих объединений проводят педагоги дополнительного образования, которые могут иметь базовую непедагогическую специализацию;
- школьный кружок проводится по определенному плану или упрощенной рабочей программе, а педагоги дополнительного образования имеют образовательную программу с полным набором структурных частей;
- наиболее важным отличием является то, что дополнительное образование предоставляет большую свободу выбора круга занятий в соответствии с потребностями детей, а также родителей (законных представителей), в то время как в школе учащиеся включаются в мероприятия, разработанные заранее и включенные в план внешкольной деятельности [6].
Но, несмотря на эти различия, значение и значимость кружковой работы в свете унификации образовательного пространства и внедрения ФГОС была переосмыслена и получила новое звучание.
ФГОС общего образования направлен на создание условий для социальной ситуации развития учащихся, обеспечение их социализации, самоидентификации через личностно значимую деятельность. Поскольку групповая работа организована с целью удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка, она направлена на социальную адаптацию детей, развитие положительного восприятия себя и других, то для каждого воспитанника это лично значимая деятельность.