Реферат|Медицина

Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 20

Введение

  1. Общие сведения, принципы и подходы к организации психологической помощи пациентам
  2. Особенности и виды внебольничной психологической помощи пациентам
  3. Значение оказания внебольничной психологической помощи пациентам
  4. Методы и формы оказания психологической помощи пациентам вне стационара
  5. Диспансеризация в психиатрии как форма психологической помощи пациентам

Заключение

Список литературы

В настоящее время с развитием принципов доказательной медицины, смещением фокуса оценки эффективности оказания медицинской помощи в сторону объективизации и повышении роли оценки качества жизни, несомненно возрастает значение таких форм медицинской помощи, которые интегрируют биологическую, психологическую и социальную составляющие комплексной лечебной помощи пациентам. На наш взгляд таким интегрирующим звеном в учреждениях, оказывающих помощь пациентам с нервно-психическими расстройствами, может стать отделение внебольничной психотерапии.

Психоневрологические диспансеры, работающие по территориальному принципу, были учреждены в 1923 г. В основу был положен участковый, территориальный принцип обслуживания населения, сохранившийся до настоящего времени, призванный обеспечить преемственность психиатрической помощи за счет тесной функциональной связи психиатрических учреждений разных ступеней. Основными звеньями психиатрической помощи являются психоневрологический диспансер и психиатрическая больница, как правило, прикрепленная к диспансеру по территориальному признаку. Они оказывают психиатрическую помощь населению, проживающему в определенном районе. При этом больница обслуживает больных нескольких диспансеров.

В настоящее время психиатрическая помощь вне стен стационара развивается в трех направлениях: совершенствуется помощь больным в психоневрологическом диспансере; формируется новый вид консультативной психиатрической помощи без постановки больного на учет в этом учреждении; улучшается психиатрическая помощь вне диспансера, в системе общей медицинской помощи – в психотерапевтических кабинетах поликлиник – для оказания ее больным с пограничными расстройствами и раннего выявления больных с другими психическими заболеваниями.

 

1. Общие сведения, принципы и подходы к организации психологической помощи пациентам

Лечебно-реабилитационный процесс в России в настоящее время все больше обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактических учреждений. По данным государственной статистической отчетности, в настоящее время в Российской Федерации в учреждениях оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь занято более 1500 должностей клинических психологов, из них 720 должностей – в психоневрологических диспансерах (отделениях, кабинетах) и 790 – в психиатрических стационарах. Число занятых должностей клинических психологов за последние 5 лет увеличилась более чем в два раза, что отражает возросшую потребность системы здравоохранения в этих специалистах. Увеличение числа клинических психологов в психиатрической и психотерапевтической практике явилось результатом роста влияния современной биопсихосоциальной концепции здравоохранения, хотя вне психиатрической и психотерапевтической служб численность психологов остается небольшой. По оценке некоторых специалистов, она не превышает 300 человек, занятых в реабилитационных центрах, научно-исследовательских учреждениях и др. Должности клинических психологов вводится в штаты учреждений или подразделений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, с таким расчетом, чтобы клинический психолог работал в тесном сотрудничестве либо с врачом-психиатром, либо с врачом-психотерапевтом. Эта практика оправдывает себя в течения ряда лет, поскольку психологическая помощь ориентирована на работу с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в том числе обусловленными соматической патологией [4].

Находящиеся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики), клинические психологи, как правило, включаются в систему охраны психического здоровья (психиатрия, психотерапия, наркология, сексология, кризисная помощь), не образуя самостоятельной службы. Методическое руководство деятельностью клинических психологов осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением Администрации субъекта Российской Федерации. Кроме того в некоторых регионах методическое руководство работой психологов в лечебно-профилактических учреждениях осуществляет главный внештатный клинический психолог органа управления здравоохранением.

Основные подходы к организации медико-психологической помощи при определенной их специализации в целом соответствуют, используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи:

Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтические кабинеты лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированные центры, психотерапевтические отделения многопрофильных больниц.

Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и реализуется в различных медико-реабилитационных мероприятий [5].

Системообразующим фактором участия клинического психолога в деятельности лечебно-профилактического учреждения является расположение его рабочего места: в учреждениях (центрах) и подразделениях психотерапевтической службы – психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, во внебольничных учреждениях психиатрической и наркологической служб – психоневрологический и наркологический диспансеры, в психиатрическом и наркологическом стационарах, психотерапевтических подразделениях, в том числе подразделениях кризисной службы. Рабочее место (лаборатория) клинического психолога организуется также и в других учреждениях и подразделениях – кабинетах психологической разгрузки медико-санитарных частей, кабинетах социально-психологической помощи, психологических консультациях, психотерапевтических клубах и клубах бывших пациентов, психотерапевтических студиях.

Клиническая психология в Российской Федерации за последние годы получила значительное развитие как самостоятельная немедицинская специальность в рамках системы здравоохранения. В становлении клинической психологии как специальности с собственными научными, организационными и методическими подходами большую роль сыграло ее признание профессиональными психотерапевтическим и психиатрическим сообществами. Клиническая психология понимается сегодня как психологическая специальность, генетически связанная с психиатрией, психотерапией, нейрореабилитацией, восстановительным обучением. Ее формирование происходит на границах медицины с общей, социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и психолингвистикой [2].

Период принятия клинической психологии в систему здравоохранения в качестве неотъемлемой части лечебно-профилактической и реабилитационной помощи близится к завершению. Современные исследования показывают, что практически во всех областях медицины можно выделить психологический аспект этиопатогенеза и, естественно, что учет этого необходим для обеспечения эффективного лечения при всех заболеваниях. Клиническая психология в течение нескольких десятилетий прошла этот путь от признания ее в качестве вспомогательной дисциплины, предоставляющей врачу психологические данные по результатам экспериментально-психологического исследования с целью уточнения психиатрического диагноза, или оказывающей помощь врачу-неврологу в топической диагностике, до признания ее как важной составляющей всей комплексной медицинской помощи, включающей уникальные и присущие клинической психологии возможности диагностики, лечения и профилактики.

  1. Дюкарева А.М., Ленгин Ю.А. Поликлиника: оптимизация модели. – Челябинск, 2010. – 316 с.
  2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 2011. – 592 с.
  3. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 313 с.
  4. Николаева В.В., Соколова Е.Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2010. – 487 с.
  5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психопатологии. – М.: МЕДпресс, 2011. - 592 с.
  6. Ряховская М. В., Жаворонкина Н. А. Организация психологической службы в реабилитационном учреждении // Детская и подростковая реабилитация. 2013. № 1. – с. 35-39

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Медицина
2012 год 16 стр.
Реферат Синдром "новообразования"
Telesammit
Реферат Медицина
2014 год 19 стр.
Реферат Эвтаназия: благо или зло
Telesammit
Реферат Медицина
2010 год 17 стр.
Реферат Психозы при энцефалитах
diplomstud
Реферат Медицина
2014 год 19 стр.
Реферат Психопатии
diplomstud
Реферат Медицина
2015 год 17 стр.
Реферат Судороги
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское