Актуальность темы исследования. Начиная с 60-70-х годов ХХ столетия наблюдается устойчивый интерес исследователей по отношению к молодежи вообще и к молодежным субкультурам в частности. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что молодежные субкультуры стали значимым средством эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постмодерное. Молодежные субкультуры и контркультуры являются компонентом механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более плюралистичное, раскованное и интеллектуальное.
Исследования молодежи всегда были, есть и будут актуальными, потому что будущее принадлежит молодежи, и от того, с какими ценностями молодое поколение войдет в это общество, во многом зависят его благосостояние и культура. На протяжении последних нескольких десятилетий российское общество находится в состоянии трансформации, изменения пространства социальной нормативности, изменения затрагивают все сферы жизни общества. Можно утверждать, что молодежь является одной из наиболее подверженных влиянию таких изменений социальных групп. В то же время, российская молодежь к концу ХХ века стала одним из самых активных и значительных социальных субъектов. От ее экономических, политических и культурных выборов во многом зависит развитие современного общества. Тем не менее многие ее реальные практики остаются вне общественного и исследовательского интереса. Молодежная проблематика часто не входит в приоритеты научных фондов и школ.
Изучение феномена молодежных субкультур в условиях современного российского общества не нашло необходимого отражения в специальных социологических, социально-психологических исследованиях. Изучение молодежи в отечественной социологии носит фрагментарный характер. До настоящего времени российскими социологами не в полной мере были изучены функции молодежных субкультур. Не определена степень влияния субкультур на общественную культуру. Недостаточная степень разработанности указанных проблем, их теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования. Целесообразно изучать практики современных молодежных объединений и факторы, влияющие на возникновение и развитие молодежных субкультур.
Проблема субкультур и их молодежных видов отражена в работах зарубежных авторов - П. Бергера, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П.Сорокина, Г. Спенсера, Ф. Тенниса, Э. Тирьякяна. Среди исследований отечественных ученых в работах А.И. Арнольдова, С.Н. Артановского, М.С. Кагана, Э.А. Баллера, Л.Н. Когана, М.М. Бахтина, Г.Е. Зборовского, Л.Г. Ионина, Ю.В. Перова, И.И. Иоффе, А.А. Карягина, В.М. Межуева, А. Моля, А.К. Уледова.
Цель исследования – анализ и совершенствование имиджа субкультуры байкеров.
Объект исследования – мотоклуб «Вольные птицЫ» (г. Н. Новгород).
Предмет исследования - история зарождения мотоклуба, его структура, деятельность и значимость в аспекте социализации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Изучить историю зарождения и причины возникновения неформальной молодежной субкультуры.
- Рассмотреть основные виды движения, существующие на сегодняшний день в России.
- Обусловить и доказать значение молодежной неформальной культуры как фактора социализации молодежи.
Структура исследования определена характером рассматриваемых в ней проблем. Дипломное исследование выполнено в объеме, соответствующем предъявляемым требованиям, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. СУБКУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1. Сущность понятия «субкультура» и возникновение субкультур как социального феномена
Под культурой понимаются убеждения, ценности и общие идеи, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизведение и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают полный отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, которое стремится к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.
Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», что закрепилось в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении. В западной социологии для обозначения этого же явления используют категорию "peer group".
Это понятие возникло в американской социологии и означает больше, чем группа сверстников или гомогенная (однородная) группа. Слово "peer" происходит от латинского pааr (равный), и обозначаемая равенство относится не только у людей, но и к социальному статусу, взглядов, ценностей, норм поведения.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - явление массовое.
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
"Неформалы" - общее название для представителей различных молодежных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодежи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалы» в середине 80-х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей - группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды («люберы» и т.д.).
Сначала, слово «неформал» носило ярко выраженное негативное, презрительное окраску и не было самоназванием представителей субкультур. В СССР молодежные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием.
Причиной этого, вероятно, была цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов.
Субкультура (от лат. Sub - под и culture - культура) - совокупность специфических социально - психологических принципов, влияющие на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» - остальных представителей социума.
Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, набор источников информации, которым отдается предпочтение, своеобразные увлечения, вкусы и способы проведения свободного времени, жаргон, фольклор.
Социальной базой формирования субкультуры является влияние таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противостоят господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или «система» в СССР 80-х годов ХХ века ..
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятие "субкультура" интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию этого явления.
Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, имеет общий стиль жизни, поведение, групповые нормы, ценности и стереотипы.
Ее определяющей характеристикой в Украине является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны стереотипы поведения, обусловливающих деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его екзистенциному преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационной общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличия к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерие и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологического воспитания прошлых лет, а активная политизированность межуеться с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодежи может иметь необратимые последствия для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.
Противопоставление образов "мы" и "они" традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их отстраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры - это культурное отчуждение.
Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью подростка.