Надзор за организацией внутреннего контроля в кредитной организации осуществляет Банк России в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации [1](Банке России)», предусматривающей: «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами».
В ходе проверки организации внутреннего контроля в кредитной организации согласно Письму № 47[2]-Тоценивается: контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, в том числе:
- обеспечивает ли установленный кредитной организацией порядок контроля своевременность, надежность, конфиденциальность, правильность оформления информации; осуществляет ли кредитная организация процедуры по общему контролю автоматизированных информационных систем, а также программный контроль банковских операций и других сделок;
- наличие во внутренних документах порядка информирования соответствующих руководителей кредитной организации о факторах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков, а также соблюдение указанного порядка информирования.
Банк Росии при оценке организации системы управления банковскими рисками проверяет, имеются ли в банке подразделения, ответственные за оценку уровня принимаемых рисков, независимые от подразделений банка, осуществляющих операции (сделки), несущие риски потерь.
Во все времена банки выполняли важную роль финансового посредника - трансформатора долговых обязательств и рисков. Кроме того, они выступали и выступают одним из важнейших хранилищ общественных сбережений, в том числе сбережений частных лиц. Данным обстоятельством объясняется огромное значение для банковского бизнеса доверия со стороны общества. При его отсутствии в банковскую систему не может поступить достаточно средств, что негативно может сказаться на развитии экономики.
Важным условием построения надежной банковской системы, которая заслуживает доверие инвесторов, выступает повышение эффективности банковского управления, в том числе его особой функции – контроля. Поэтому изучение проблем функционирования контроля в кредитной организации является крайне актуальным как с точки зрения развития теории внутреннего контроля, так и с позиции практической деятельности кредитных организаций.
Таким образом, совсем не случайно уделяется большое внимание теме внутреннего контроля. В результате проведенного анализа Базельский комитет по банковскому надзору сделал вывод, что эффективная система внутреннего контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций.
В настоящее время российский банковский сектор находится на этапе качественного преобразования, который призван повысить надежность, эффективность, и прозрачность банковского бизнеса, обеспечить безупречные стандарты управления кредитными организациями, возобновить и укрепить доверие внешней среды.
Банковская система играет ключевую роль в экономике и является ее необходимым и неотъемлемым элементом, от состояния которого во многом зависит экономическая безопасность государства, возможность ведения на его территории цивилизованного бизнеса и достойное благосостояние его граждан. Учитывая, что любая система устойчива лишь тогда, когда действительно устойчив каждый ее элемент, можно утверждать, что нормальная работа отдельно взятой кредитной организации, основанная, во главу угла, на принципах экономической целесообразности, честности в отношениях с клиентами и законности также представляет собой одно из немаловажных условий для дальнейшего развития экономики страны. Это особенно важно в контексте имеющего место в России процесса укрупнения кредитных организаций.
Теоретическую базу изучения составили научные статьи российских и зарубежных авторов, материалы различных организаций, в том числе международных (в частности, Базельского комитета по банковскому надзору). Практическая база исследования была построена на изучении действующих нормативно-правовых актов, публикаций и суждений служащих Банка России и сотрудников кредитных организаций.
В курсовой работе отражен законотворческий и практический опыт зарубежных стран в обеспечения исполнения обязательств.
Цель курсовой работы изучить особенности различных способов обеспечения обязательства в рамках российского законодательства. Задачи курсовой работы, следующие:
- изучить понятие и сущность внутреннего контроля;
- изучить организацию системы внутреннего контроля;
- рассмотреть структуру системы внутреннего контроля АО «ТОЧКА»;
- рассмотреть службу внутреннего аудита в АО «ТОЧКА»;
- проанализировать систему внутреннего контроля в АО «ТОЧКА».
-
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность внутреннего контроля
Внутренний контроль в современном его понимании в мировой банковской практике начинался с комитетов по аудиту при советах директоров (audit committee of the board of directors). Эти комитеты состояли, в основном, из внештатных сотрудников и независимых внешних аудиторов. Впервые подобные комитеты появились в Канаде на основании акта о банках 1980 года с целью предварительной проверки достоверности финансовой отчетности банков до ее утверждения администрацией. Также, комитеты по аудиту проверяли действенность системы внутрибанковского контроля, осуществляли анализ целесообразности инвестиций и других операций, которые могут существенно повлиять на финансовое положение банка. Позднее такие комитеты были образованы в Великобритании и США.
По сравнению с другими сферами деятельности банковский бизнес характеризуется более высоким уровнем риска. Под банковским риском понимают - возможность негативного воздействия ожидаемых или непредвиденных событий на доходы или капитал банка. Тогда наличие оптимальной системы контроля, несущей в себе функции предупреждения, обнаружения, распознавания, предотвращения и локализации последствий реализации (материализации) рисков является основой успешного функционирования кредитной организации и, таким образом, ключевым направлением банковского менеджмента. При этом функции системы контроля должны быть реализованы в отношении прошлого, настоящего и будущего периодов.
В общепринятом смысле контроль представляет собой процесс наблюдения за объектом, проводимый для обнаружения в нем отклонений от установленных стандартов. Обнаружение аномалий позволяет выполнить своевременное вмешательство с целью трансформации состояния объекта или эталонов, не доводя до возникновения кризисных явлений.
В качестве неблагоприятного события могут рассматриваться всевозможные явления, которые препятствуют осуществлению главных целей (например, крупные убытки, связанные с коммерческой деятельностью, подрыв репутации, осуществление сделок в ущерб кредитной организации, нарушение норм законодательства и прочее). Кроме того, допустимо возникновение неблагоприятных событий в результате изменения количества в качество, при котором накопление несерьезных по отдельности недостатков может в совокупности приводить к тяжелым проблемам.
В системе банковского менеджмента контроль в зависимости от того, кем он осуществляется, подразделяется на внешний, проводимый внешним органами управления и надзора, и внутренний, реализуемый самими банками в процессе управления. Вследствие этого, перед тем как приступить к исследованию места и роли внутреннего контроля в системе управления банком, основываясь на перечисленные выше подходы, необходимо провести границу между внешним и внутренним контролем.
Необходимость внешнего контроля определяется наличием государственного надзора за деятельностью кредитных организаций, который предполагает разработку и применение специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности, включая контроль за соблюдением этих норм. Функции внешнего контроля за деятельностью кредитных организаций, помимо государственных контрольных органов (Центрального банка Российской Федерации, Государственной налоговой инспекции, Государственного таможенного комитета и других), реализовывают также организации аудиторов.
Внешний аудит проводится аудиторской фирмой на договорной основе с экономическим субъектом с целью получения независимой, квалифицированной оценки достоверности его бухгалтерского учета и отчетности, а также выдачи рекомендаций по укреплению финансового состояния экономического субъекта, повышению эффективности его деятельности.
Итак, внешний контроль осуществляется, как правило, лишь в форме последующего контроля, носит эпизодический и ретроспективный характер, ограничен в использовании внутренней информационной базы и проводится специалистами, не связанными с объектом проверки.
Наоборот, внутренний контроль в кредитной организации – это процесс, который должен реализовываться постоянно, всеми работниками кредитной организации, с применением всей доступной информации. Он должен быть, в первую очередь, сконцентрирован на:
- безусловное соблюдение принятых процедур и полномочий при принятии управленческих решений, затрагивающих интересы банка, его акционеров и клиентов;
- выполнение банком требований федерального законодательства, нормативных актов Банка России, других государственных органов, а также стандартов профессиональной деятельности;
- осуществление контроля за рисками, возникающими в банковской деятельности; принятие своевременных и эффективных мер, способствующих предупреждению потенциальных угроз;
- устранение и локализацию последствий скрытых пробелов и нарушений в деятельности банка;
- обеспечение готовности к конкретным действиям в случае реализации тех или иных рисков.
Теоретической базой для практической организации внутреннего контроля на современном этапе принимаются рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, определяющие внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая действует в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка.
Основными целями осуществления внутреннего контроля являются:
- производственная и финансовая деятельность (производственно-финансовые цели) - касаются того, насколько действенно и продуктивно банк управляет своими активами и ресурсами, какая вероятность допущения убытков. Процесс внутреннего контроля обращен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей, при этом избегая неоправданных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.
- надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели) - касаются подготовки своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в кредитной организации. Они также затрагивают необходимость составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, надзорных органов и сторонних организаций.
- соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс-цели) - касаются вопросов соблюдения всеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка.
Законодательством Российской Федерации, исходя из текста статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», определяется, что внутренний контроль для российской банковской системы - это совокупность процессов, которые обязана организовать каждая кредитная организация для обеспечения собственной финансовой надежности на уровне, адекватном характеру и масштабам проводимых операций.
1.2 Организация системы внутреннего контроля
Необходимость построения системы внутреннего контроля исторически вытекает из того, что первостепенная миссия банков – содействие предельно эффективному использованию временно свободных денежных средств организаций, домашних хозяйств и собственных средств банков для обеспечения дальнейшего развития экономики. Это означает, что взаимоотношения на уровне банкбанк и банкклиент требует исключительного доверия друг к другу. Сбой в работе одного крупного банка может привести к внушительным потерям у всех его контрагентов в системе расчетов и на рынках. Государство, обеспечивающее права и свободы своих граждан в соответствии с Конституцией, заинтересовано в стабильности банковской системы в целом, а также и в надежности каждого отдельно взятого банка, беря во внимание тот аспект, что любая система действительно устойчива тогда, когда устойчив каждый её элемент. Причем, собственники банков также обязаны отчетливо представлять, каким образом и сколь действенно работают вложенные ими средства.
Эти условия обусловили необходимость создания механизма в существенной степени стандартного для различных банков, позволяющего клиентам, государству и собственникам быть уверенными в том, что средства, размещенные в банке, не подвергаются необоснованному риску из-за слабой организации банковского дела и недостаточно взвешенного процесса выполнения операций. Такой механизм называется системой внутреннего контроля.
Российские стандарты аудиторской деятельности понимают под «системой внутреннего контроля» совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:
а) соблюдения требований законодательства;
б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;
в) своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
г) предотвращения ошибок и искажений;
д) исполнения приказов и распоряжений;
е) обеспечения сохранности имущества организации».
В Положении Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитной организации» от 16.12.2017 № 242-П система внутреннего контроля определяется как совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления и достижения целей, установленных законодательством Российской Федерации, указанным Положением, учредительными и внутренними документами кредитной организации.
Начало построения системы внутреннего контроля непосредственно в банках было положено в 1998 году, когда Базельский комитет по банковскому надзору издал документ под названием «Основы оценки системы внутреннего контроля», устанавливавший принципы оценки надзорными органами системы внутреннего контроля кредитных организаций. Позже последовал ряд других публикаций на эту тему. В сентябре этого же года был опубликован документ «Система внутреннего контроля в банках: основы организации», в июле 2000 года и в августе 2001 года были изданы рекомендации Базельского комитета «Внутренний аудит в кредитных организациях и отношения регулирующих органов с внутренними и внешними аудиторами» и «Внутренний аудит в банках и отношения регулирующих органов с аудиторами».
Базельским комитетом по банковскому надзору был предложен для всех органов банковского надзора набор принципов, согласно которым должна строится оценка адекватности систем внутреннего контроля банка за всеми балансовыми и внебалансовыми инструментами.