Введение
1. Теоретические аспекты аудита предприятия
1.1. Нормативное регулирование учета и аудита товарных операций
1.2. Особенности учета и оценки товаров (товарных запасов)в торговых организациях
2 Методика аудиторской проверки учета товарных операций
2.1 Понимание деятельности экономического субъекта
2.2. Планирование аудиторской проверки
2.3. Аудит товаров на материалах ООО «СпецРесурс»
2.4. Подведение итогов аудиторской проверки
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Аудит товаров является важным звеном в аудиторской проверке по нескольким причинам: в связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств оптовой торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление ими является приоритетной задачей; товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения спроса покупателей – потребителей; уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществлять больший объем товарооборота при меньших размерах товарных запасов, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитами и т.п.; наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров, в то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки обращения; продажа является самой важной хозяйственной операцией для организаций всех отраслей и сфер деятельности, поэтому актуальность вопросов аудита продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг обусловлена важностью подтверждения достоверности и правильности данных операций для экономического субъекта; ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка до покупателя, уценка, списание и др. Среди многообразия хозяйственных операций на торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким; аудит нужен для своевременного принятия грамотных финансово-экономических решений, для контроля за движением товаров, издержками обращения и доходами.
В связи с вышесказанным вопросы бухгалтерского учета и аудита движения товаров являются актуальными.
Цель курсовой работы заключается в исследовании методики аудита товаров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– изучение и обобщение теоретических и нормативно–правовых аспектов аудита товаров;
– определены этапы аудита товаров;
– исследована методика аудита товаров;
– спланирована аудиторская проверка товаров;
– определены типичные ошибки, выявляемые в процессе аудита товаров.
В качестве предмета исследования выбран аудит товаров.
Объектом исследования в данной работе является конкретная организация – ООО «СпецРесурс».
-
Теоретические аспекты аудита предприятия
1.1. Нормативное регулирование учета и аудита товарных операций
В России действует широкий спектр нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости и влияние на организацию учета финансовых результатов в организациях оптовой торговли различны.
В Российской Федерации разработана и действует национальная система бухгалтерского учета, базирующаяся на специфике экономических отношений и традиций государства.
После вступления в силу 402-ФЗ, в большинстве источников говорится о пятиуровневой системе которая пока еще не сформирована. Обоснование этому дано непосредственно в самом законе:
Согласно статьи 4 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2015) «О бухгалтерском учете»: «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов». То есть в первый уровень нормативного регулирования включаются Конституция РФ, различные кодексы (например Гражданский кодекс, Налоговый кодекс и т.п.) и непосредственно сам федеральный закон о бухгалтерском учете и прочие федеральные законы прямо или косвенно регулирующие организацию бухгалтерского учета.
Статья 24 указанного закона регламентирует что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Регулирование учета в России осуществляется посредством издания нормативных правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации разработана пятиуровневая система регулирования бухгалтерского учета, которая регламентирована ст. 4 и с. 21 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2015) «О бухгалтерском учете» [5], в которой выделены законодательный, федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта.
К первому уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета прибыли от продаж относятся: части 1, 2, 4 Гражданского Кодекса [1, 2, 3], части 1,2 Налогового Кодекса [4], федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон о бухгалтерском учете. Указанные нормативные акты устанавливают единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета на территории России, определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям, в том числе о прибыли от продаж.
Второй уровень – федеральные стандарты. Федеральные стандарты находятся в стадии разработки (в настоящее время их заменяют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)). К документам данного уровня в соответствии с Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» должен относиться и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. К данному уровню в части учета прибыли от продаж относятся:
– положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н, – требования к учетной политике, бухгалтерским документам и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе в части амортизации стоимости основных средств;
– положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н (ред. от 06.04.2016), – правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организации;
– положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2016) , – правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации [11];
– план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, – особенности применения сч. 90 «Продажи», возможные типовые корреспонденции счетов [8];
– положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н – состав, содержание и порядок формирования и особенности представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о прибыли от продаж. Необходимо отметить, что документы данного уровня являются обязательными к применению всеми организациями.
Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально–производственных запасов» (ПБУ 5/01) является основой регулирования учета материально производственных запасов и устанавливает «правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально–производственных запасах организации».