Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Нормативно-правовое регулирование
1.2 Особенности формирования учетной политики в части бухгалтерского учета
1.3 Особенности формирования учетной политики в части налогового учета
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ основных положений учетной политики в части бухгалтерского и налогового учета
2.3 Рекомендации по совершенствованию положений учетной политики организации
Заключение
Список использованных источников
Учетная политика – это совокупность способов и методов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика разрабатывается каждой организаций самостоятельно. В этом случае выбор вариантов учета происходит в рамках, предусмотренных законодательством. Кроме того, в учетной политике находят отражения, выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве. Как правило положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те, и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа – приказа об учетной политике.Ведение бухгалтерского учета на малом предприятии имеет свои особенности, которые будут рассмотрены в проекте. Многочисленные факторы влияют на систему бухгалтерского и налогового учета каждой конкретной коммерческой организации, в том числе и на субъекты малого бизнеса. Если субъект малого предпринимательства применяет специальный налоговый режим, это не освобождает его от обязанностей ведения бухгалтерского и налогового учета.
Тема проекта актуальна, так как в любой организации учетная политика является основным документом, где закрепляется порядок и способы ведения учета при отражении фактов хозяйственной жизни. Также учетная политика оговаривает порядок создания первичных учетных документов, систему оборота документов, систему оценки активов, формы внутренней отчетности фирмы. Правильное развитие принципов и положений бухгалтерского и налогового учета дает ряд преимуществ для малого бизнеса.
К целям междисциплинарного проекта можно отнести получение как теоретических, так и практический знаний в части разработки и применения учетной политики торговой организации.
Задачи:
- Изучить законодательство
- Рассмотреть особенности формирования учетной политики в части бухгалтерского и налогового учета
- Дать краткую характеристику изучаемой организации
- Провести анализ основных положений учетной политики
- Дать рекомендации по совершенствованию положений учетной политики
Предметом исследования являются особенности разработки учетной политика.
Объект исследования – розничный магазин.
Проект состоит и двух глав. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты составления учетной политики, нормативно-правовая база и особенности учета. Во второй главе проекта будет проведен анализ уже существующей учетной политики розничного магазина «Сергиус» в регионе Российской Федерации. В заключительном параграфе будут даны рекомендации для совершенствования учетной политики как исследуемой организации, так и розничных торговых предприятий в целом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Нормативно-правовое регулирование
Учетная политика (далее – УП) является основным документом, который закрепляет порядок и способы ведения учета при отражении фактов хозяйственной жизни организации. Согласно Положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика составляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ, положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), федеральными стандартами, Международными стандартами финансовой отчетности (если необходимо) и иными нормативно-правовыми актами (например, методические указания Минфина, рекомендации, региональные положения и т.п.)
Для организаций торговли существуют специальные рекомендации «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1794/325)
ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций как составить учетную политику и не дает готовых формулировок, мы можем найти только перечень информации необходимой для раскрытия в УП и принципы её формирования. При составлении учетной политики в нее включаются правила только по тем операциям, которые на данный момент уже встречаются в организации или встретятся в самом ближайшем будущем. Например, если у организации нет нематериальных активов или финансовых вложений и в ближайшем будущем это тоже не запланировано, то и писать об этом в учетной политике не нужно.
Вне зависимости от специализации торговой фирмы (опт или розница), учетная политика должна содержать следующую вводную информацию:
- система налогообложения, которая применяется в организации;
- методы ведения бухгалтерского и налогового учета;
- все возможные отклонения от общепринятых правил учета, которые допускаются законодательством (например, все субъекты малого предпринимательства имеют право применять упрощенный порядок отражения расходов по кредитам и займам в учете и отчетности);
- информация о счетах бухгалтерского учета, которые применяет организация, а также о налоговых и бухгалтерских регистрах;
- другие аналогичные положения, сформулированные на основании общепринятых правил и способов ведения учета.
Следующий момент – правила документооборота. Это документ, в котором прописано кто и какие первичные документы составляет и в скольких экземплярах, как они оформляются, когда кто и кому их передает, кто их подписывает и так далее. Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.
В УП коммерческой торговой организации следует раскрыть отдельно применяемые именно этой организацией порядок и методы учета товаров, торговой наценки, транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) и непосредственно связанные с ними нюансы налогообложения.
1.2 Особенности формирования учетной политики в части бухгалтерского учет
Товары в организациях торговли могут учитываться по фактической себестоимости либо по продажным ценам.
Бухгалтерский учет всегда ведется на счете 41, но в первом случае товары попадают на него по стоимости закупки, а во втором – по продажной стоимости. При этом торговая наценка на принимаемые к учету товары начисляется проводкой Д 41 К 42.
К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
41-1 - «Товары на складах»;
41-2 - «Товары в розничной торговле»;
41-3 - «Тара под товаром и порожняя»;
41-4 - «Покупные изделия» и т.д.
Себестоимость проданных товаров списывается методами, подходящими и для других групп МПЗ:
- по ФИФО - по стоимости первых партий приобретения
- средней себестоимости;
- стоимости каждой единицы.
Выбор метода зависит от особенностей реализуемых товаров. Организация имеет право выбрать любой метод, или же несколько для различных групп товаров. Однако все без исключения результаты выбора необходимо будет расписать в УП.
Многие товары требуют определенной упаковки для перевозки, хранения и продажи. При этом упаковка может:
- обладать свойствами, более подходящими МПЗ (например, многоразовая картонная коробка);
- обладать свойствами, более подходящими объекту основных средств (например, тара-оборудование: специальные контейнеры, поддоны, емкости для жидких и сыпучих продуктов, в которые товары пакуются у производителя/поставщика с тем, чтобы приобретатель продавал впоследствии товар из этой же тары);
- обладать свойством неотделимости от товара в момент продажи (например, стеклянная бутылка).
В зависимости от того, к какой из перечисленных групп относится тара и упаковка, она может учитываться как:
- МПЗ (на отдельном субсчете счета 10 или 41),
- объект основных средств (на счете 01), с подразделением на покупной и произведенный своими силами;
- товар (на счете 41), при этом в большинстве случаев стоимость упаковки включается в отпускную цену товара.
Многоразовая тара классифицируется как возвратная и невозвратная. К тому же после соглашения между поставщиком и покупателем перемещение дорогостоящей тары может быть произведена с залогом.
Выбранные способы использования, а также учета тары должны быть раскрыты и детализированы в учетной политике торгового предприятия.
Кроме того, в определенных случаях дополнительно необходимо детализировать связанный с многоразовой тарой учет расходов на её транспортировку и иногда хранение.
Порядок учета и распределения ТЗР для бухгалтерских целей определяется в приказе Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. В нем для учета ТЗР также предусмотрены несколько возможных вариантов:
- с использованием отдельного калькуляционно-распределительного счета 15 «Заготовление МПЗ» для ТЗР;
- с применением субсчета на счетах учета поступающих запасов и ценностей (например, на счете 41);
- с включением ТЗР в себестоимость товаров.
Розничное торговое предприятие должно само выбрать один из вариантов учета и обязательно отразить его в своей учетной политике.
Для всех торговых организаций перечень затрат, которые допускается отнести к расходам на продажу, весьма расширен по сравнению с теми компаниями, которые заняты в производственных областях. В связи с этим есть такие расходы, в отношении которых необходимо сделать выбор с методами учета, и соответственно отразить их в своей учетной политике:
- Расходы на доставку товаров на склад торговой компании при закупках. Данный вид ТЗР может учитываться:
- в себестоимости товаров;
- в составе расходов на продажу на счете 44 (если по условиям деятельности такие расходы целесообразно учитывать отдельно от покупной стоимости товаров).
При этом затраты на доставку товаров покупателям относятся к расходам на продажу в любом случае.
- Списание расходов на продажу по истечении периода (обычно месяца) может происходить 2 способами:
- в накопленной за период сумме полностью;
- с распределением накопленной суммы расходов: относящаяся к фактически проданным товарам часть списывается, а на 44-м счете формируется остаток, соответствующий доле расходов, приходящейся на остаток товаров на складе.
- Затраты на фасовку и упаковку товаров своими силами имеют такие же варианты учета, как и расходы на доставку товаров на склад:
- включаются в себестоимость;
- включаются в расходы на продажу.
В сложившейся учетной практике выделяют еще один самостоятельный вид учета — налоговый.