Введение
Глава 1. Этапы развития АИТ в банковской деятельности
1.1. Первый этап (1960–1975 гг.) Система "Банк"
1.2. Второй этап (1972-1989 гг.) ОАСУ Госбанка СССР
1.3. Третий этап (1989-1997 гг.) Интегрированная информационная система ГУ ЦБ РФ по пензенской области на базе микропроцессорной техники и вычислительных сетей
Глава 2. Банковское ПО в России
2.1. Взаимосвязь ИT-стратегии и бизнес-стратегии банка
2.2. Характеристика АБС
2.3. Автоматизация операций розничного обслуживания
Глава 3. Практика внедрения ПО в российских банках
3.1. Этапы внедрения ИТ
3.2. Способы обеспечения взаимодействия ИТ-инфраструктуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Банковская сфера была одной из первых народнохозяйственных областей, в которых с начала 60-х годов в СССР создавались автоматизированные системы (АС) обработки информации на базе ЭВМ. К 1960 г. сфера деятельности Госбанка СССР в экономическом и информационном отношении уже представляла подготовленную почву для внедрения подобных АС, поскольку этому предшествовал опыт обработки банковской информации на счетно-перфорационных машинах фабрик механизированного учета и машинно-счетных станций ЦСУ СССР. Например, в Москве на фабрику механизированного учета от учреждений Московской городской конторы Госбанка СССР на обработку ежедневно поступало 200–250 тыс. перфокарт, что вместе с сопровождавшими перфокарты сопроводительными документами составляло сотни килограммов бумаги в день. Все это приводило не только к большому количеству документов и расходу бумаги, но и к потере оперативности. В Госбанке СССР к началу 60-х годов была осознана необходимость решения логико-математических задач, связанных с анализом хозяйственной деятельности отраслей народного хозяйства, предприятий, обслуживаемых Госбанком, контролем товарно-денежного оборота. Справиться с такими задачами без АС на базе ЭВМ учреждения Госбанка СССР были уже не в состоянии.
Коммерческие банки и другие финансово-кредитные организации России оснащаются автоматизированными банковскими системами (АБС), создаваемыми по их заказам специализированными фирмами – системными интеграторами. Эти фирмы предлагают набор различных прикладных систем для малых, средних и крупных коммерческих банков, системных решений (если банк создает прикладные программные комплексы АБС своими силами) и услуг. Среди наиболее распространенных на рынке АБС в настоящее время можно назвать: RS-Bank, "Новая Афина".
Для обеспечения межбанковских расчетов с зарубежными банками коммерческие банки России применяют международную систему финансовых телекоммуникаций SWIFT.
Программно-техническую среду, в которой функционируют прикладные программные комплексы банковских АС, составляют системы распределенной обработки данных с архитектурой клиент-сервер. В такой среде используются автоматизированные рабочие места (АРМ) банковских служащих, как правило, на базе персональных компьютеров и серверы, как правило, на базе отказоустойчивых кластеров и многопроцессорных ЭВМ четвертого поколения, которые объединяются в локальные сети.
Глава 1. Этапы развития АИТ в банковской деятельности
1.1. Первый этап (1960–1975 гг.) Система "Банк".
Информационно-вычислительная система "Банк" была первой в СССР автоматизированной системой для ведения централизованного бухгалтерского учета на ЭВМ, в которую информация поступала через телеграфные и телефонные каналы связи из отделений Госбанка.
Система "Банк" была внедрена в промышленную эксплуатацию в Москве и Московской области в 1972 г. и достигла проектной мощности по объемам обрабатываемой информации в 1975 г.
Межведомственная комиссия в своих актах, утвержденных Председателем Правления Госбанка СССР и Министром радиопромышленности СССР, дала высокую оценку результатам разработки и внедрению системы: "Система «Банк» представляет собой сочетание современных средств подготовки, передачи, обработки и хранения информации. Система подобного класса разработана в Советском Союзе впервые. По своим структурным особенностям, сложности обработки, объемам перерабатываемой и хранимой информации относится к классу наиболее крупных отечественных систем".
Рисунок Структурная схема системы "Банк"
Интересной новинкой, примененной в системе "Банк", были двухмашинные комплексы. Двухмашинные комплексы системы "Банк" с общими полями оперативной памяти и внешней памятью на НМЛ и НМД образовывали разделенные по функциям вычислители – "процессор обработки" (двойная ЭВМ на базе "Урал-14") и процессор ввода-вывода (сдвоенная ЭВМ на базе "Урал-11"). Сдвоенные машины были обеспечены также и вертикальными информационными связями на уровне каналов обмена с внешними устройствами. Подобные конфигурации ЭВМ были впервые предложены Пензенским НИИ математических машин (ПНИИММ) и являлись в то время большим техническим достижением.
Вычислительное ядро системы "Банк" для Москвы и Московской области, самой большой по суммарному документообороту, состояло из четырех ЭВМ "Урал-14" и двух ЭВМ "Урал-11".
Сдвоенные вычислительные системы "Банк" были внедрены в эксплуатацию в 14 наиболее крупных областных промышленных городах страны (Горьком, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Одессе, Челябинске, Свердловске, Куйбышеве, Харькове, Алма-Ате, Иркутске, Воронеже, Москве).
Система "Банк" в Москве обеспечивала:
- автоматизированную обработку данных по бухгалтерскому учету учреждений Москвы и Московской области (подсистема "Операционный день Госбанка);
- автоматизированное выполнение процесса квитовки и контроля межфилиальных оборотов учреждений ("Квитовка МФО" и "Контроль МФО");
- автоматизированное ведение аналитического и синтетического учета операций Внешторгбанка.
В областных конторах Госбанка СССР версии системы "Банк" выполняли первые две из указанных выше задач.
Внедрение системы "Банк" позволило сократить число счетно-перфорационных станций и принять на обработку 25% объема банковской информации страны.
Ежесуточный объем информации, поступающий на вход системы, Москве достигал 15х106 алфавитно-цифровых знаков, что составляет 350 тыс. банковских документов. В памяти хранилась информация о состоянии 150–200 тыс. лицевых счетов клиентов, переходящий остаток по задаче "Квитовка МФО", достигающий 7х106 алфавитно-цифровых знаков.
Результаты обработки выдавались одновременно на восемь печатающих устройств в виде окончательно оформленных банковских документов по 300 формам с общим объемом 15 млн. 128-разрядных строк.
Ввод оперативной информации для Москвы и Московской области осуществлялся от 60 банковских отделений. В качестве терминальных устройств в отделениях Госбанка использовали рулонные телеграфные аппараты, соединенные с вычислительным центром линиями городской телефонной и телеграфной связи. Сопряжение линий связи с ЭВМ было выполнено по двухступенчатому принципу. На первой ступени был реализован принцип многоканального мультиплексирования, обеспечивавшего прием информации от разноскоростных электронных приемопередатчиков. Вторая ступень сопряжения была выполнена в виде мультиплексора, который организовывал поочередный обмен между оперативной памятью ЭВМ и каналом передачи данных. Этот принцип был зарегистрирован в Комитете по делам открытий и изобретений СССР и положен в основу разработки специальных устройств сопряжения ЭВМ типа "Урал" с каналами связи (У-685, У-686). Применение устройств У-685, У-686 позволило снизить стоимость средств сопряжения в расчете на один канал по сравнению с известными в то время решениями в 3–4 раза и обеспечить одновременную независимую работу 256 каналов в диапазоне скоростей 50–200 бод.
Отличительной особенностью системы "Банк" был метод защиты информации от ошибок, вносимых аппаратными средствами, каналами связи и операторами, разработанный специалистами ПНИИММ, который позволил осуществлять передачу банковской информации с достоверностью не более 10-6 ошибок/бит.
Реализованный для данной системы язык "диалога" и алгоритм взаимодействия человека с ЭВМ при дистанционном вводе позволил передавать банковскую информацию практически без потерь, а многоканальные устройства сопряжения надолго стали одним из тематических направлений ПНИИММ. До сих пор по этим устройствам он занимает в отечественной электронной промышленности ведущее положение.
Гибкая и эффективная система контроля на входе ЭВМ позволила максимально упростить периферийное терминальное оборудование, применить хорошо освоенные промышленностью дешевые рулонные телеграфные аппараты и в 5 раз по сравнению с зарубежными системами (терминал TS-500 и ему подобные) снизить стоимость одного АРМ на телеввод информации, повысить производительность труда при подготовке данных для автоматизированной обработки в 1,5 раза.
Функционирование и взаимодействие технических средств системы обеспечивалось ее программным обеспечением, объем которого составлял до 400 000 команд. Программное обеспечение системы включало:
- набор прикладных обрабатывающих программ ("Операционный день", "Квитовка МФО", "Операционный день Внешторгбанка");
- систему автоматизации программирования и отладки;
- управляющие программы;
- программы теледоступа;
- систему функционального контроля;
- систему защиты информации и повышения вычислительной устойчивости;
- систему ввода с перфоносителей;
- программы обслуживания рабочих мест системных операторов и т. д.
Получив положительные результаты и большой экономический эффект от внедрения системы в Москве и убедившись, что предложенные в системе "Банк" методы обработки банковских документов могут быть унифицированы и распространены на систему Госбанка СССР в целом, Правление Госбанка СССР приняло решение о тиражировании системы сбора и обработки банковской информации и в кратчайший срок она была внедрена в 13 крупных промышленных центрах страны.
Подход к решению комплекса функционально взаимосвязанных задач по автоматизации бухгалтерских операций в банковском деле, принятый в системе "Банк", был реализован в СССР впервые и не имел аналогов среди зарубежных банковских систем.
1.2. Второй этап (1972-1989 гг.) ОАСУ Госбанка СССР
Успешно выполненный цикл НИР и ОКР по системе "Банк" и полученный эффект от ее внедрения подготовили начало создания и внедрения отраслевой АСУ (ОАСУ) Госбанка СССР по всей территории страны.
Работа была начата в 1972 г. и велась на основании программы Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ) в соответствии с Постановлением СМ СССР от 15.06.1971 г. № 383.
В основу Программы ГКНТ были положены концепции группы ведущих ученых-консультантов при Правлении Госбанка СССР под руководством академика АН СССР В. М. Глушкова и члена-корреспондента АН СССР С. В. Емельянова.
ОАСУ Госбанка СССР представляла собой территориально разнесенную в масштабе страны 4-уровневую систему:
- низовое звено - районные отделения банка;
- звено среднего уровня - 173 областные конторы;
- верхнее звено - республиканские конторы (в столицах союзных республик);
- высшее звено системы (союзный уровень) - ГВЦ при Правлении Госбанка СССР.