В современном мире, базирующемся на рыночных основах, основной кредитной формой является банковский кредит. Основным источником прибыли, получаемой банками, является именно эффективное управление кредитами, о чем свидетельствует опыт работы зарубежных банков. Именно поэтому разработка банковской кредитной политики с ориентацией на ее совершенствование представляется необходимостью для эффективной деятельности как отдельных коммерческих банков, так и всей банковской системы в целом.
В условиях современной России банки предлагают клиентам значительное количество кредитных продуктов, стремясь тем самым увеличить свою прибыль. Дифференцируя ссудный портфель для снижения кредитного риска, возможные убытки от одних кредитных сделок банк компенсирует прибылью от других. Соответственно вопросы привлечения большего количества клиентов, как справедливо отмечает Комкина О.Е., становятся для коммерческих банков жизненно важными.[1] Для расширения же клиентской базы коммерческие банки, как правило, расширяют кредитный ассортимент, увеличивая тем самым как финансовые риски, так и прибыль.
Кредитная политика, как вытекает из данного понятия, определяет приоритеты банковской кредитной деятельности. Однако содержательная сторона термина «кредитная политика коммерческого банка» в современной экономической литературе трактуется неоднозначно, не отвечая при этом всем требованиям, предъявляемым к банковской деятельности. Так, финансово-кредитный словарь кредитную политику определяет как система мер в области кредитования народного хозяйства, которая является элементом экономической политики государства.[2] В «Большом экономическом словаре» определение кредитной политикидается как «совокупность различных мероприятий по изменению объема кредитов и уровня процентных ставок, регулирования рынка ссудного капитала».[3]
- Кредитование физических лиц как банковская операция
1.1 Политика коммерческих банков в области кредитования физических лиц: сущность, принципы организации, методы и технологии
Построение кредитной политики банка основано на обязательном соблюдении принципов кредитования – возвратность, дифференцированность, обеспеченность, платность, характер кредита. Возвратность является обязательным атрибутом кредита, обусловленным привлечением банком временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и т.д., которые должны быть возвращены владельцам, т.е. величина и сроки кредитных условий банка должны соответствовать величине и срокам его обязательств.
Возвратность необходимого объема кредитных средств несет в себе количественное значение. Предоставляя заемщикам во временное пользование денежные средства, банк в свою очередь также является заемщиком, ссуживая эти средства под проценты в качестве депозитных вкладов у своих вкладчиков – юридических и физических лиц. Соответственно банк в определенный срок должен вернуть вкладчикам используемые им денежные ресурсы, что он может сделать без убытка для себя только получив их вместе с процентами по кредиту с заемщиков.
Обеспечение возвратности кредита невозможно без соблюдения ряда условий. Во-первых, обязательным является использование кредита в соответствии с его целевым характером. Во-вторых, предоставляемый кредит должен быть обязательно проанализирован банком с целью выявления реального обеспечения возврата кредитуемых средств.
Временной составляющей возвратности кредита является его срочность, в соответствии с которой кредит должен быть возвращен в срок, т.е. в данном принципе выражена качественная характеристика. Являясь предельным временем ссуженных у вкладчиков средств в обороте банка, срок кредитования представляет собой меру, за пределами которой количественные характеристики переходят в качественные – при нарушении сроков выплат кредита и процентов по нему искажается назначение кредитования, соответственно ухудшается ликвидность структуры баланса банка как финансового посредника.
Дифференцированность кредитования подразумевает детальный подход банка к потенциальным заемщикам, в соответствии с которым кредит должен выдаваться не всем потенциальным заемщикам, а только отобранным банком по их кредитоспособности, т.е. тем, кто имеет возможности своевременно вернуть кредит и проценты по нему.Для этого обязательным является проведение банком анализа кредитоспособности потенциального заемщика с изучением факторов, которые могут повлечь непогашение или несвоевременное погашение кредита. Реализация данного принципа зависит не только от интересов банка, связанных со своевременным возвратом кредитных средств, но и от социальной политики государства, направленной на поддержание тех или иных слоев населения (например, государственная поддержка ипотечного кредитования).
Обеспеченность кредита позволяет снизить риск его невыплаты. В практике деятельности современных банков обеспечением выступает залог, поручительство, гарантия, цессия, страхование.
Среди форм возвратности кредита наиболее распространенной является залог имущества клиента. Залог оформляется договором о залоге, который подтверждает право банка при неисполнении или ненадлежащем исполнении заемщиком условий кредитования получить удовлетворение претензий из стоимости имущества, находящегося в залоге.
Поручительство, как и залог, защищает экономические интересы банка. Однако в отличие от залога имущественная ответственность находится не на заемщике, а на его поручителях, что оформляется письменным договором между банком и поручителем, в соответствии с которым поручитель обязуется при неуплате заемщиком кредитных платежей в течении определенного времени выплачивать банку его задолженность.
В практике деятельности российских коммерческих банков в качестве формы обеспечения возвратности кредита нашла применение цессия, представляющая собой уступку требований. Договор о цессии, дополняющий кредитный договор, предусматривает переход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию, стоимость которого должна погасить задолженность по кредиту. При этом банк может воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного им кредита.
Еще одной формой обеспечения кредита, становящейся популярной в работе российских банков с физическими лицами, выступает страхование, позволяющее банкам снизить риск посредством страхования кредитного риска. При этом в кредитном договоре может быть предусмотрено возмещение банку заемщиком суммы страховых платежей, которые выплачивает банк страховщику за риск непогашения ссуды.
Платность подразумевает выплату заемщиком процентов за временное пользование заемными денежными средствами, обеспечивая банку покрытие затрат, связанных с уплатой процентов по вкладам, содержанием банковского аппарата, а также получение прибыли, необходимой для увеличения ресурсных фондов кредитования.
В работах отечественных экономистов, как и в деятельности российских коммерческих банков, нередко можно встретить подмену определения «кредит для физических лиц» или «кредитование физических лиц» терминами «потребительский кредит» (наиболее популярен), «личный кредит», «розничный кредит».
В современном финансово-кредитном словаре мы находим определение потребительского кредита как формы кредита, при которой кредитные средства предоставляются во временное пользование физическому лицу с целью приобретения товаров и услуг потребительского характера.[4]
О.И. Лаврушин, рассматривая особенности потребительского кредита, характеризует его как продажу потребительских товаров торговыми предприятиями с предоставлением банками кредитов на оплату расходов личного характера (например, плата за обучение, медицинское обслуживание и т.д.).[5]
Е.Ф. Жуков видит тесную взаимосвязь между потребительским и банковским кредитом, однако разграничивает их. Данная взаимосвязь, считает автор, выражена в том, что «торговые компании используют долговые обязательства потребителей для получения взамен ссуд от банков».[6]
Г.Н. Белоглазова рассматривает потребительский кредит в более широком понятии, считая его одной из форм кредита, удовлетворяющей различные потребительские нужды населения.[7]
Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Дж. Кэмпбелл, высказывая свои взгляды на потребительское кредитование, определяют его как предоставление населению ссуд для приобретения потребительских товаров длительного пользования.[8]
Несколько иной взгляд, с которым, как представляется, нельзя не согласиться, у Г.С. Пановой,[9] отмечающей, что в термине «потребительский кредит» больше производительных, чем потребительских черт. Автор считает, что более оправданно говорить о кредитовании населения, а не о потребительском кредитовании, что обусловлено проявлением «производительного» направления в предоставлении физическим лицам кредита на потребительные цели, связанные с жизнедеятельностью индивидов.
Г.С. Панова предлагает классифицировать процесс кредитования по ряду критериев - типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направления использования, объектам кредитования.[10] Предлагаемую ею классификацию можно представить в виде схемы, представленной в Приложении 2.
Как видим, данное определение ограничено определенными рамками – обязательное приобретение тех или иных потребительских товаров и услуг. Представляется, что потребительским кредитом является такая форма кредитования физических лиц, при которой банк выдает заемщику деньги на определенные цели или оплачивает приобретаемый им товар. Говорить же о потребительском кредите как о любом кредите, предоставляемом физическому лицу, - значит не достаточно полно раскрыть его суть, т.к. в современном кредитовании физических лиц распространена и такая форма кредитов, как кредит на неотложные нужды. Кроме того, говорить о таких разновидностях кредитов, как ипотечная ссуда, жилищные кредиты, автокредиты, как о чисто потребительских не совсем точно. Мы предлагаем классификацию, согласно которой по видам объекта потребления кредиты делятся на непосредственно потребительский, приобретение дорогостоящих ценностей и оказание услуг. Согласно разработанной нами классификации кредиты, предоставляемые физическим лицам, можно разделить по следующим критериям (Приложение 3):
а) по целям: целевые; нецелевые;
б) по времени выдачи: экспресс-кредиты; кредиты с затратами времени;
в) по виду денег для кредитования: наличные; безналичные; кредитные карты.
Хотя кредитные карты, по сути, являются безналичной формой кредитования, мы считаем, что их целесообразно выделить отдельно. Это связано с тем, что кредитные карты представляют собой более совершенную форму кредитования, совмещая в себе возможности наличного и безналичного предоставления ссуд. Кредитная карта - банковская платежная карта, предназначенная для совершения операций, расчеты по которым осуществляются исключительно за счет денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора. Кроме того, кредитные карты возобновляемы (следующие критерий классификации), т.е. предоставляют возможность заемщику пользоваться ссудой в течение длительного периода времени;
- дебетовые карта с разрешенным овердрафтом. Данная форма отличается от кредитной карты тем, что в случае нехватки средств клиента предполагает возможность использования денежных средств банка;
г) по возобновляемости: возобновляемые (кредитные карты); не возобновляемые;
д) по наличию обеспечения: обеспеченные; необеспеченные;
е) по цене кредита (процентная ставка): дорогостоящие; малостоящие.
ж) по предоставляемой сумме кредита: дорогостоящие; - стандартные.
Об утверждении Правил предоставления в 2009 г. за счет средств федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 г. физическим лицам на приобретение автомобилей: Постановление Правительства РФ от 19.03.2009 №244 – Режим доступа: Гарант // http://www.garant/garant; Консультант плюс // http://www.pdc.edu.ugrasu/Consultant.
Белоглазова Г.Н. Банковское дело – М.: Финансы и статистика, 2005.
Большой экономический словарь / Под редакцией Азрилиян А.Н. – М.: Институт новой экономики, 2008.
Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Перевод с англ. – СПб., 2005.
Жилищное кредитование: итоги 2011 г. // http://realtysar.ru/articles.php?num=4697.
Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов - М: ЮНИТИ, 2003.
Иванов В.В. Кредит - СПб.: ОЦЭиМ, 2005.
Комкина О.Е. К вопросу о понятиях кредитного портфеля и кредитной политики коммерческого банка // Экономические науки – 2007, №4.
Кравцова Г.И. Инфляция как социально-экономический процесс / Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2010.
Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко / Под редакцией засл. деят. науки РФ, д. экон. наук, проф. О.И. Лаврушина - 3-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2007.
Меркулова И.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / И.В. Меркулова, А.Ю. Лукьянова – М.: КНОРУС, 2010.
Моисеев С. Потребкредитование. Тенденции и скрытые угрозы // http://www.finmarket.ru/z/anl/anlpgv.asp?id=598645.
Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с населением / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997.
Потребительские кредиты в 2011 г. // http://www.123credit.ru/potreb/tabid/231/Default.aspx.
Современный финансово-кредитный словарь / Под редакцией М.Г. Лапусты, П.С. Никольского – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
http://credit.ru/publication/show/id/139/