Реферат|Литература

Реферат Гомеровский вопрос

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 26

Введение

  1. История гомеровского вопроса
  2. Что такое гомеровский вопрос
  3. Труд Гомера
  4. Гомеровское искусство

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы. Одной из особых проблем в рамках классической филологии на сегодняшний день остается проблема гомеровской морали. Гомеровский вопрос провоцирует целый ряд новых вопросов: личность и время жизни автора (или авторов) обеих поэм, степень соответствия дошедшей до нас записи поэм их первоначальному тексту, связь между гомеровскими поэмами и предшествовавшими им устными эпическими сказаниями, историческая реальность мира гомеровских героев.

 Знакомство с разными позициями авторов позволит лучше понять суть вопроса (тем более отметим, что за последние 40 лет не вышло ни одной русскоязычной работы, которая была бы посвящена данному вопросу).

В науке много столетий ведётся спор по так называемому «гоме­ровскому вопросу». Это вопрос о личности Гомера, о происхожде­нии поэм «Илиада» и «Одиссея», об историческом времени в по­эмах. С XVIII в. получила распространение теория о том, что «Илиа­да» и «Одиссея» являются произведениями устного народного твор­чества, а самого поэта Гомера не существовало. Основаниями для такого вывода послужили главным образом множественные проти­воречия, которые были выявлены в поэмах.

В противовес им многие ученые продолжали настаивать на том, что поэмы написал один автор. Своё мнение они доказыва­ли единством стиля поэм и художественного замысла, а также тем, что противоречия прослеживаются во многих произведениях, автор­ство которых не подвергается сомнению.

В поэме «Илиада» повествуется о войне греков-ахейцев против Трои, города, находящегося на малоазийском берегу возле Геллеспонта. В «Одиссее» говорится о путешествиях Одиссея, одного из воителей троянской войны, который после захвата Трои еще 10 лет вынужден был скитаться на чужбине, до того, как он смог вернуться к себе домой. Об авторе данного творения неизвестно практически ничего. Традиция античности изображает его невидящем старцем, вдохновленным Богом певцом, которому сами Музы рассказали события прошлых дней. Сами древние греки ничего не знали о происхождении и судьбе Гомера; 7 греческих городов пытались отстоять право считаться родиной Гомера.

Сегодня гомеровский эпос является единственным письменным источником, способным пролить свет на историю «темных веков». Однако отсутствие сведений об авторе поэм и времени их написания, а также целый ряд других сложностей делает интерпретацию этого источника чрезвычайно трудной. Поэтому в научной литературе сложился так называемый «гомеровский вопрос», по поводу которого написаны уже целые горы книг. Этот вопрос распадается на две большие проблемы. Во-первых, споры идут о том, когда были написаны поэмы и являются ли они обе произведениями одного автора. Во-вторых, среди историков особенно дискутируется вопрос об историзме гомеровского эпоса, т. е. о том, какую историческую реальность он отражает и к какой эпохе следует относить описываемые Гомером общественные явления.

В настоящее время (после длительной и, думается, еще не оконченной дискуссии) считается принятой «широкая» датировка «основных слоев эпоса» XIVIII вв. до н.э., что, разумеется, существенно затрудняет работу с конкретным эпическим материалом. Избегая крайностей, все же следует, по-видимому, согласиться с выдающимся советским филологом и лингвистом Тронским, что «гомеровской "эпохи" как некоей синхронной реальности, изображаемой в эпосе, не существует; в эпосе отражена не отдельная эпоха, а огромная перспектива исторического развития. Это справедливо и по отношению к содержанию поэм, и в плане их языка».

Таким образом, Гомеровский вопрос — это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Вопрос этот занимает ученых уже несколько столетий и очень труден для разрешения, а может быть, и совсем неразрешим.

Цель и задачи исследования.

Цель работы – изучить что такое «гомеровский вопрос» и какие проблемы он в себя включает.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть историю гомеровского вопроса.
  2. Определить исторические рамки.
  3. Изучить сущность гомеровского вопроса.
  4. Проанализировать значение гомеровского вопроса.

Хронологические рамки

В работе описывается предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после дорийского вторжения и последовавшего заката микенской цивилизации и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.

Гомеровский эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея» - создавался на грани двух больших исторических эпох, отражая события конца ахейского мира, крушения микенской цивилизации бронзового века, 438 сменившейся так называемыми «темными веками», и начавшимся движением общества древних греков по новому пути развития к собственно античной цивилизации.

Античные авторы указывают на обширный период с XII по VII в. до н.э, поэтому данный период также будет рассмотрен в работе.

Географические рамки данного исследования охватывают в широком плане древнюю Грецию, в связи с тем, что место рождения Гомера неизвестно. Согласно эпиграмме Галлия, за право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины, а вариации этой эпиграммы называют еще Киму, Хиос, Пилос и Итаку. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции.

Структура работы определена кругом общих проблем, избранных для исследования.

В первой части рассмотрена история гомеровского вопроса, личность самого Гомера и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Во второй части мы рассмотрели сущность гомеровского вопроса, мнение различных авторов на данную проблему.

В третьей и четвертой части мы изучили труд Гомера, его особенности, проанализировали в чем значение его произведений.

На основании исследованного материала сделаны соответствующие выводы, которые нашли отражение в Заключении и стали результатом проделанной работы.

Характеристика источников

Уже в начале ХХ столетия, появлялись отдельные исследовательские работы формально-описательного характера, важное место среди этих исследований приобрела диссертация немецкого филолога М. Хофмана под названием «Этическая терминология у Гомера». Судьба работы М. Хофмана, как и вообще вся судьба гомеровского вопроса в контексте немецкой исследовательской традиции, довольно странна, хотя и вполне объяснима: монография М. Хофмана до сегодняшнего дня остается хронологически самой поздней немецкой работой о гомеровской морали[1].

Также стоит отметить, что первым признаком грядущего «ренессанса» в сфере изучения гомеровского вопроса стала работа известного специалиста английского Э. Р. Доддса «Греки и иррациональное». В числе остальных важных проблем, затронутых автором в его книге, был затронут вопрос о характере гомеровского общества. Доддс характеризует греческую культуру как «культуру стыда», что отличается от характеристик современных западных культур как типичных «культур вины». Позиция столь авторитетного специалиста, как Э.Р. Доддс, конечно же оказала свое влияние на других исследователей. В результате мнение на описанное в гомеровских текстах общество как на причастное «культуре стыда» стал если и не общепринятым, то, хотя бы, широко распространенным. Особенно важный этап в исследованиях античной морали в общем и гомеровской морали в том числе был сделан другим английским исследователем – Артуром Адкинсом, опубликовавшим в 1960-ом году свою знаменитую монографию «Merit and Responsibility», положившую начало продолжительной, несколько раз возрождавшейся дискуссии о принципах гомеровской морали. В отличие от М. Хофмана, А. Адкинс напрямую заявлял о кардинальном отличии античной (и в том числе гомеровской) морали от морали в современном европейском представлении (здесь А. Адкинс указывает на несомненное воздействие позиций И. Канта)[2].

Большое значение в истории этого вопроса имела «Диссертация об "Илиаде"» француза Ф. Эделена, аббата д'Обиньяка, написанная в 1664 г. и опубликованная - спустя полвека - в 1715 г. Автор этого сочинению исходил из того, что «Илиада» не является произведением одного поэта (Гомера), но соединением песен разных аэдов-певцов, собранных в «сборник» задолго до афинского тирана Писистрата, когда, согласно традиции, текст поэмы был впервые письменно зафиксирован. Относительно самого Гомера аббат д'Обиньяк пришел к выводу, что великий аэд как индивидуальная личность никогда не существовал. Слово «гомер» означает просто «слепец», а «Илиада», таким образом, - «собрание песен слепцов»

Таким образом, мы должны отметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию данной темы, гомеровский вопрос до сих пор остается открытым.

 

1.         История гомеровского вопроса.

Период с XI по IX в. до нашей эры, идущей вслед за эпохой падения крито-микенской цивилизации, называют по-разному. Чаще всего его называют гомеровским, так как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» служат основным источником по данной эпохе.

Гомеровский вопрос представляет собой систему проблем, которые относятся к авторству древнегреческих эпических поэм под названием «Илиада» и «Одиссея» и личности самого Гомера. Острая постановка данных проблем была вызвана вышедшей в 1795 г. книгой немецкого учёного Ф. А. Вольфа под названием» Пролегомены к Гомеру».

Принято считать, что это стало предпосылкой становления критики в антиковедении. Ранее Ф.А. Вольфа аргументированные сомнения высказывали и другие ученые. Одним из первых был Джамбаттиста Вико, который предположил, что поэмы Гомера отделены друг от друга большим интервалом времени (более века) и возникли из отдельных, придуманных народом песен.

Работы Вольфа позднее получили большую известность, изучая поэмы, автор пришёл к выводу, что они в форме отдельных песен появились ещё до возникновения письменности и были продуктом не индивидуального, а коллективного творчества народов: на протяжении века они жили в устной традиции и только после образования письменности были объединены и записаны[3].

Кроме того, Вольф указал на многочисленные логические и сюжетные нестыковки в тексте (например, целый ряд событий, описываемых «Илиадой» как происходящие на десятом году войны, по логике военных действий должны были произойти гораздо раньше).

Многие исследователи, названные «плюралистами», пытались доказать то, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» все же не являются созданием Гомера (многие даже считали, что Гомера вообще не было), а созданы в VI веке до нашей эры, скорей всего, в Афинах, когда были объединены воедино и записаны передаваемые между поколениями песни нескольких авторов. Так называемые «унитарии» говорили о композиционном единстве поэмы, а тем самым и о единственности её создателя. (Среди российских учёных — Ф. Ф. Соколов) Ряд специалистов (в частности, У. Виламовиц-Мёллендорф) полагали, что у гомеровских поэм было первоначальное ядро, авторская поэма, в дальнейшем же на это ядро наросли сюжетные дополнения.

Новая информация об античном мире, сравнительные исследовательские работы южнославянских народных эпосов и подробный анализ метрики и стиля передачи достаточно аргументов против изначальной версии плюралистов, но усложнили и позиции унитариев. Языковой и Историко-географический анализ поэм «Илиады» и «Одиссеи» позволил определить приблизительную дату их создания - ориентировочно VIII век до нашей эры, хотя известны попытки отнести их к IX или к VII веку до нашей эры. Они, по всей видимости, были составлены на побережье древней Греции, заселённом ионийским племенем, или на соседних островах.

  1. Adkins A. Merit and responsibility. Oxford, 1960. – С.350
  2. Вахрушев. В. С. Гомер. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 201
  3. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000. С. 36
  4. Долгих А.Ю. Гомеровский вопрос. В сборнике: Наука в современном мире: теория и практика Материалы II Международной научно-практической конференции. Искужин Т.С. (отв. редактор). 2014. С. 17-21.
  5. Жаворонков А.Г. Гомеровская мораль. Современное состояние вопроса. Развитие личности. 2008. № 3. С. 95-110
  6. Жирмунский В.М. Эпические сказания об Алпамыше и «Одиссея» Гомера // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Л., 1979. – 400с.
  7. Зайцев А.И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера // Гомер. Илиада. – Л.: Наука, 1990. С. 395–416.
  8. Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960. – 420с.
  9. Маркиш С. Гомер и его поэмы. - М., 1962. – 390с.
  10. Маркс К. К критике политической экономии. Соч., т. XII, I, 1933, стр. 200.
  11. Соколов Р. P., Труды, СПБ, 1910; Шестаков С., О происхождении поэм Гомера, в. 1-2, Каз., 1892. – 400с.
  12. Суриков И.Е. Гомер. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 320 с.
  13. Хоффман М. Этическая терминология у Гомера, 1914. – С. 300
  14. Шистеров М.В. Гомеровский вопрос и проблема Троянской войны. Вопросы всеобщей истории. 2012. Т. 14. С. 214-215.
  15. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. - М., 1983. – 299с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Литература
2013 год 20 стр.
Реферат Белинский о Диккенсе
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское