Обоснование выбора темы и её актуальность: Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой.
Многие страны бывшего социалистического лагеря в процессе проведения экономических преобразований столкнулись с феноменом высокой инфляции. Поскольку, как правило, эти страны в предшествующий период характеризовались сравнительной ценовой стабильностью, такой опыт высокой инфляции был серьезным испытанием для экономики, и экономическим субъектам потребовались значительные усилия, чтобы приспособиться к столь стремительному изменению цен. Феномен высокой инфляции застал врасплох российских экономистов. Были выдвинуты его различные конкурирующие объяснения.
В последнее время инфляция в России существенно замедлилась, однако несмотря на это, проблема роста уровня цен не потеряла своей актуальности. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции.
Степень изученности проблемы: В России проблемы инфляции и антиинфляционной политики стали предметом пристальных научных исследований с начала 1990-х гг. Причины возникновения, сущность и методы регулирования инфляции анализируются в работах В.Д.Андрианова, Е.Т.Гайдара, А.Н.Илларионова, А.Н.Клепача, Л.Н.Красавиной, А.Л.Кудрина, В.А.Мау, В.В. Новожилова и др. Такие экономисты как С.Р.Моисеев, Р.М.Нижегородцев, В.Я.Пищик исследовали современные подходы к проблемам управления инфляцией. Б.М.Соколин акцентирует внимание на роли тарифов естественных монополий в инфляционном процессе.
Целью исследования: анализ инфляции в условиях адаптивных ожиданий и в условиях рациональных ожиданий.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты изучения адаптивных и рациональных ожиданий;
-исследовать инфляционные ожидания: подходы, измерение;
-проанализировать проблемы при поведении экономической политики;
-рассмотреть практические аспекты теорий в современной экономике;
-исследовать понятие инфляционного таргетирования, необходимость и возможности;
-сформировать направления повышения эффективности экономической политики
Объект исследования –инфляционный процесс, как явление экономики в различных формах его проявления.
Предмет исследования – инфляционные ожидания и её взаиомосвязь с экономической политикой
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам инфляции. В качестве информационной базы использованы материалы Госкомстата России.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения (общий объём 26 с., 2 таблицы), списка использованной литературы
1. Теоретические аспекты изучения адаптивных и рациональных ожиданий
1.1 Инфляционные ожидания: подходы, измерение
Инфляционные ожидания – ожидания экономики по поводу развития инфляционных процессов в будущем. Инфляционные ожидания состоят из ожидаемого экономическими темпа роста уровня цен на конечную продукцию, темпа роста цен на факторы производства, ресурсы и т.д. Как правило, инфляционные ожидания различаются у разных групп экономических субъектов.
Инфляционные ожидания напрямую оказывают влияние на процентную ставку и спрос на деньги: если процентная ставка ниже, чем ожидаемая инфляция, то разумные потребители откажутся от инвестиций в денежной форме и будут хранить свои сбережения в форме реальных активов.
Но это еще не все. Инфляционные ожидания определяют цены на товарных рынках и рынках факторов производства[2].
Инфляционные ожидания воздействуют на рынки факторов производства, и в первую очередь на рынок труда. Ожидая инфляционный рост цен в экономике, наемные рабочие заранее начинают требовать себе повышение зарплаты, а не по факту роста цен, как это произошло бы при отсутствии инфляционных ожиданий. А рост заработной платы приводит к росту издержек производства, который даже в конкурентной экономике ведет к росту цен на конечный продукт.
Оказывается, что когда все экономические субъекты ожидают более высокую инфляцию, чем наблюдаемая на практике, тогда в экономике начинается спад, поскольку в экономике оказывается недостаточно денег для обращения, а предприниматели сталкиваются со слишком высокими ценами на факторы производства. Если же инфляционные ожидания меньше, чем инфляция, наблюдается противоположная картина.
В настоящее время экономическая наука претерпевает глубокие изменения.
Упрощенно можно говорить о возникновении нового генерального тренда, предполагающего две линии развития экономического инструментария: если первая из них связана с разработкой и усовершенствованием традиционных методов, органично связанных с экономической теорией и логикой, то вторая предполагает создание совершенно новых аналитических подходов, которые изначально не имеют никакого отношения к собственно экономике и представляют собой универсальные методы обработки больших данных («Big Data», далее — BD-технологии или BD-методы). Второе направление сегодня представляется настолько мощным и плодотворным, что создает специфическую угрозу, когда в ближайшие десятилетия большая часть современного социального знания рискует переродиться в некую глобальную аналитику, которая поставит под сомнение дееспособность и самодостаточность экономической науки как таковой. Пока столь неприглядный сценарий для развития экономики является, конечно, преждевременным, однако скорость внедрения новых методов класса «Big Data» велика и революционные сдвиги могут дать о себе знать гораздо раньше, чем этого изначально можно было ожидать[3].
Рассмотренная тенденция развивается в рамках еще более глобального тренда, в соответствии с которым экономическая наука на протяжении всего своего существования тяготеет к превращению в инженерную (техническую) науку. Это означает, что любая содержательная проблема экономики оцифровывается, а экономисты разрабатывают все новые и новые методы и инструменты измерения и оценки исследуемых эффектов, тем самым порождая тотальную проблему инструментального плюрализма. Задача измерения инфляционных ожиданий не является исключением из правила, и здесь уже накоплен поразительно большой и разнообразный арсенал аналитических инструментов.
В связи с этим цель статьи состоит, с одной стороны, в демонстрации сосуществования (и конкуренции!) двух указанных инструментальных линий экономической науки на примере проблемы измерения инфляционных ожиданий, а с другой — не только в рассмотрении имеющихся разных классов аналитического инструментария, но и в уяснении того, какие из них являются наиболее адекватными и перспективными.
Прогнозные оценки экономических агентов относительно будущих колебаний стали объектом экономической теории еще в середине прошлого столетия. Концепция рациональных инфляционных ожиданий, предложенная Д. Мутом в 1961 г. и в дальнейшем дополненная Р. Лукасом, со временем была замещена теорией адаптивных ожиданий М. Фридмана. Инфляционные ожидания стали важнейшим аспектом монетарной политики вообще и особенно монетарного режима таргетирования инфляции, а также начали играть роль одной из ключевых переменных, используемых в моделях прогнозирования макроэкономических индикаторов[4].
Наряду с математическими особенностями учета ожиданий изменения уровня цен актуальной задачей является поиск оптимальных способов получения таких данных. Поскольку данный параметр крайне важен для государственной политики, то решающее значение для его замеров имеет оперативность получения информации, а также релевантность и репрезентативность оценок. Одновременно с этим все аналитические подходы должны быть экономически целесообразными, т. е. затраты на получение данных следует минимизировать.
К настоящему моменту в мировой практике можно выделить четыре группы
методов оценки инфляционных ожиданий:
— социологические опросы;
— биржевые индикаторы;
— эконометрические (математические) модели;
— методы исследования больших данных (BD-технологии или BD-методы).
В практике государственного регулирования в последнее время используется стратегия одновременного использования разных подходов, что позволяет достичь большей точности оценок, отфильтровать информационные «шумы» и исключить случайные факторы. Например, в Банке России стоит на вооружении математическая модель, базирующаяся на данных опросов «инФОМ».
Систематические опросы экономических агентов с целью выяснения их прогнозов в отношении инфляции стали неотъемлемым инструментом центральных банков в странах с развитой экономикой[1].
Опросы профессиональных прогнозистов и экспертов в России реализуют НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), компании Рейтер, Интерфакс, Блумберг и другие организации. Помимо различий в группах респондентов, социологические исследования инфляционных ожиданий варьируются и в постановке вопросов.
Перед операторами социологических исследований стоит задача перевода качественных оценок в количественные данные или подбор методов квантификации. Среди них выделяются четыре основных:
- вероятностный метод — оценки значений будущего уровня инфляции подчиняются специфическому закону распределения, а точечные оценки получаются из округления прогнозов респондентов до вариантов ответа, зафиксированных в опросном листе;
- регрессионный метод — в основу положено предположение, что доля респондентов, выбравших вариант ответа об уровне текущей инфляции, связана с уровнем текущей инфляции так же, как и доля ответов о будущем ожидаемом уровне — с самим уровнем;
- балансовый метод — строится шкала для вариантов ответов и затем рассчитывается средневзвешенный уровень ожидаемой инфляции с учетом весовых коэффициентов;
- логистический метод — средневзвешенное значение воспринимаемой текущей инфляции (взвешенное на долю респондентов, не ожидающих изменения цен) и половина воспринимаемой инфляции, взвешенной на комбинацию долей респондентов, которые ожидают изменения цен.