Введение
Глава 1. Особенности Арктической зоны
- Национальные интересы в Российской Федерации в Арктике
- Главные цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике
Глава 2. Основные задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике
Заключение
Библиографический список
Арктика - северная часть Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. В пределах Арктики расположены пять приарктических государств - Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия и Дания, которые обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане. В настоящее время данная тема является актуальной, так как анализ обеспечения военной безопасности России в Арктике, предполагает сделать вывод о том, что угрозы военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне носят нарастающий характер, но развитие современной военно-политической обстановки свидетельствует о том, что масштабное применение военной силы в Арктической зоне маловероятно, а разрешение противоречий возможно в международно-правовой плоскости. Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом[1] [1]. Границы Арктической зоны Российской Федерации могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
Целью работы является изучение места и роли Арктики в государственной региональной политике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности Арктической зоны и национальные интересы Российской Федерации в Арктике.
- Изучить главные цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике.
- Выявить основные задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Достижение поставленной цели будет осуществляться методами анализа научной литературы, синтеза и структуризации полученных знаний и их обобщение.
Глава 1. Особенности Арктической зоны
- Национальные интересы в Российской Федерации в Арктике
Особенностями Арктической зоны Российской Федерации, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, являются:- экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;- очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;- удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;- низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий [2][2]. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:- использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;- сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;- сбережение уникальных экологических систем Арктики;- использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике (далее - Северный морской путь) [3][1]. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:- использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;- сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; - сбережение уникальных экологических систем Арктики; - использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике (далее - Северный морской путь) [1]. Национальные интересы определяют главные цели, основные задачи и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике. Реализация национальных интересов Российской Федерации в Арктике обеспечивается институтами государственной власти совместно с институтами гражданского общества в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и ее международными договорами.
- Главные цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике
Главными целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: - в сфере социально-экономического развития - расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья;- в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в Арктической зоне Российской Федерации, - обеспечение благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе;- в сфере экологической безопасности - сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата;- в сфере информационных технологий и связи - формирование единого информационного пространства Российской Федерации в ее Арктической зоне с учетом природных особенностей;- в сфере науки и технологий - обеспечение достаточного уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности, а также надежного функционирования систем жизнеобеспечения и производственной деятельности в природно-климатических условиях Арктики;- в сфере международного сотрудничества - обеспечение режима взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация [4][2]. На этом этапе Приоритетными направлениями деятельности Минобороны России на арктическом направлении являются: 1) создание группировки войск (сил) общего назначения для защиты национальных интересов РФ в Арктике; 2) восстановление военной инфраструктуры в арктическом регионе; 3) создание и развитие системы освещения обстановки в Арктике: 4) обоснование внешних границ континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане; 5) выполнение международных обязательств по проведению гидрографических работ и поддержанию на современном уровне навигационных морских карт Арктического региона. В 2013 г. деятельность Министерства обороны РФ осуществлялась в соответствии с Планом мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.