Актуальность темы исследования. Актуальны вопросы проблемы определения понятия функций государства, их форм и составных частей, классификации в настоящее время все еще являются наиболее обсуждаемыми. В современной публицистике можно пронаблюдать большое количество дискуссионных точек зрения на определение понятия «функции государства», причем некоторые из них являются диаметрально противоположными, вследствие чего создаются предпосылки возникновения вопросов о необходимости систематизации изучаемого понятия.
Всестороннее исследование понятия «функции государства» началось в середине 50-60-х гг. ХХ в. Однако необходимо отметить, что данное явление динамично, поскольку государство постоянно развивается, что оказывает существенное влияние на содержание той или иной функции.
Изучение сущности государственных функций возможно посредством детального изучения их классификации. Помимо этого, когда усложняются и модернизируются формы такого социального института, как государство, тогда, все чаще отмечается применение структурно-функционального метода научного исследования государственных функций, что дает возможность расширения классификаций функций государства.
Вопрос о необходимости выделения в отдельную категорию политической функции в настоящее время является довольно дискуссионным в научной литературе.
В связи с этим Л.А. Морозова указывает на то, что теория государства и права пытается обойтись без понятия политической функции; она утверждает, что все государственные функции имеют политический характер. Однако в политической сфере функционирует система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, благодаря которым становится возможным осуществление народовластия, чем и обуславливается актуальность темы данной курсовой работы.
Теоретическая база и степень обоснованности. Изучению теоретико-правовых аспектов политической функции государства в последнее время посвящается немало трудов современных ученых-публицистов.
Так, понятие политической функции государства в своих работах дают Е.Ю. Добрынин, Ж.А. Павленко, В. В. Партугимов, А.В. Толстиков[1].
Особенности и механизм политической функции государства рассматривается М.О. Акишиным, С.В. Бошно, А.А. Куковским, С.Н. Тумановым, и многими другими[2].
Несмотря на то, что в настоящее время многие теоретико-правовые аспекты политической функции государства изучаются многими правоведами, необходимостью всестороннего изучения проблем в данной сфере все еще сохраняется.
В качестве объекта в данной курсовой работе выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации государственных функций.
Предметом данного исследования выступает теоретико-правовой аспект политической функции государства.
Целью написания данной курсовой работы выступает всестороннее изучение теоретико-правовых аспектов политической функции государства.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
- Рассмотреть понятие функции государства;
- Проанализировать взаимосвязь функций государства и государственного механизма;
- Рассмотреть теоретический аспект классификации функций государства;
- Проанализировать теоретико-правовой аспект политической функции государства.
Методы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования, в числе которых логические, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция; структурно-функциональный анализ и формально-юридический метод.
При написании работы используются системный и комплексный подходы к изучаемой проблеме. Применение в совокупности данных методов позволяет раскрыть обобщающие закономерности теоретико-правовых аспектов политической функции государства, а следовательно – решить поставленные задачи.
Структура курсовой работы. Композиционно данная курсовая работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность темы данной курсовой работы, теоретическая база и степень разработанности, объект, предмет, цель и задачи исследования, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 наименования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 1. Понятие функции государства: сущность и определение
Определение понятия «функции государства», являющиеся базовым для каждого государства, в настоящее время не имеет общепринятого определения, вследствие чего нуждается в постоянном уточнении.
Самой распространенной интерпретацией понятия функции государства выступает их понимание сквозь призму основных направлений деятельности государства[3].
Однако, тот факт, что ни в одной другой сфере научного знания, кроме юридической науки, понятие функций не используется для обозначения направлений деятельности, ставит под сомнение возможность подобной трактовки функций государства.
Более того, уже сам характер устойчивых лингвистических конструкций, в которых используется термин «функция государства», указывает на то, что под функциями государства понимаются далеко не направления его деятельности. Например, в правовой теории сложилась традиция вести речь об осуществлении функций государства и о формах, в которых оно происходит[4], о реализации функций государства и механизмах, посредством которых такая реализация осуществляется, и т.д.
Направлением деятельности любого государства выступает тот путь, по которому государство действует. Говоря о функции как о направлении действия, а значит, как о пути, по которому государство действует, вряд ли возможно вести речь о формах осуществления такого пути или о механизмах его реализации. Следовательно, определяя функцию государства в качестве направления его деятельности, в действительности под такой функцией изначально понимают нечто иное.
Помимо подхода, в рамках которого функции государства трактуются как направления его деятельности, существуют и другие представления о смысле и содержании понятия «функция государства», которые, однако, также вряд ли можно принять без каких-либо оговорок.
С.В. Бабаев пишет: «Под функцией государства следует понимать одно из основных направлений деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности»[5]. Представляется не вполне понятным, что дает автору основание вести речь о целях, методах и формах осуществления деятельности государства как о функции последнего. Скорее, их можно рассматривать как моменты, значимые для характеристики функционирования государства, но не как то, что составляет содержание функций государства.
А.Г. Андреев высказывает такое мнение: «Под функцией государства следует понимать момент сущности государства, определяющий направления воздействия государства на общественные отношения, в которых находит отражение социальное или классовое предназначение государства на определенном этапе его развития»[6]. Соглашаясь с приведенным утверждением, полагаем, тем не менее, что его нельзя рассматривать в качестве определения функции государства, так как оно относится в большей мере к характеристике факторов, определяющих функции государства, не содержит указания на сущностные признаки самой функции государства.
Приведенное определение не позволяет выделить функцию государства в ряду других характеристик его самого и осуществляемой им деятельности, а значит, не является достаточно точным и информативным.
Л.А. Резванова предлагает следующее определение: «По отношению к государству, функции есть обусловленные сущностью государства его способности и возможности к взаимоизменению системы «личность-общество», а также обеспечивающие их реализацию средств и способов». В данном случае функция оказывается характеристикой присущего государству потенциала, а не реальной деятельности государства, в процессе которой свойственные государству по его природе способности и возможности проявляются. С подобной трактовкой функции государства согласиться нельзя: очевидно, что функция – это характеристика действия государства, а не того, каким образом оно в принципе способно действовать.
В социологической науке функцию рассматривают в ином ракурсе – либо как «роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов, составляющих ее классов, социальных групп и индивидов», либо как «зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы»[7].
Существуют и другие социологические определения понятия «функция», отличающиеся от приведенных выше. В целом же можно вести речь о двух относительно самостоятельных социологических значениях понятия функции.
Во-первых, функция – это та роль, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к той социальной системе, частью которой он является; во-вторых, под функцией понимается зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса.
Итак, понятие «функция» является многозначным, и смысл, в него вкладываемый, изменяется в зависимости от сферы научного знания, в рамках которой ставится вопрос о функционировании чего-либо. Вместе с тем, ни в одном из своих значений понятие «функция» не используется для обозначения направления деятельности.
Понимание функций государства во многом зависит от того, каково понимание самого государства, какие моменты в его характеристике – как организма, как механизма или как социального института – для теории государства и права являются наиболее значимыми. Вполне очевидным является то, что теория государства и права рассматривает государство, прежде всего, как социальный институт[8]. В тех случаях, когда ставится вопрос о государстве как об особом организме или механизме, речь идет лишь о применении специфического методологического приема в исследовании государства с целью дать ему более полную и всестороннюю характеристику. При этом тот факт, что государство является особой социальной организацией (социальным институтом, частью социальной системы и т.п.), сомнениям не подвергается.