Курсовая работа|Социология

Правовая культура в системе общественных ценностей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава I. Теоретические основы понятийно-категориального аппарата правовой культуры

1.1.Понятие правовой культуры

1.2.Структура правовой культуры

Состояние юридической практики:

Глава II. Проблемы правовой культуры в российском обществе

2.1.Правовой нигилизм как проблема правовой культуры в российском обществе

2.2. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе

Заключение

Список использованной литературы  

Актуальность работы. Современное российское общество переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется кардинальное преобразование экономической, социальной и политической сфер жизни, которое сопровождается реформой правовой системы, в том числе законодательства, правотворческих и правоохранительных органов, механизмов и форм реализации права.

Россия идет по пути построения правового государства и гражданского общества. Эффективность преобразований в правовой сфере, да и в государстве в целом, модернизационные процессы в стране напрямую зависят от уровня правовой культуры современного российского общества, что нашло официальное закрепление в недавно принятых Основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, в которых говорится: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов»[1].

Актуальность работы обусловлена рядом факторов общетеоретического и практического характера и прежде всего необходимостью осмысления тех изменений, которые произошли в правовой культуре России в постсоветский период ее развития (с учетом ее значения как внутри страны, так и в мировом правовом пространстве). Правовая культура как общественное явление и как правовая категория безусловно являлась предметом научных исследований, как в юриспруденции, так и в других общественных науках, однако изучалась она в условиях иной, по сравнению с нынешней, социальной реальности.

Негативное отношение к праву, правовой нигилизм, сложившееся в современной России, является одним из серьезных препятствий на пути решения важнейших перспективных задач. В этих условиях становится все более затруднительно на паритетных началах входить в международно-правовое пространство, необходимость чего объективно требует развитие международных отношений, потребность решения глобальных проблем современности, взаимодействие и диалог культур.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с правовой культурой.

Предметом исследования является правовая культура, концептуально рассматриваемая как качественное состояние правовой системы.

Цель работы – охарактеризовать сущность и специфику правовой культуры российского общества.

В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1) изучить понятие правовой культуры;

2) рассмотреть структуру правовой культуры;

3)  проанализировать правовой нигилизм как проблему правовой культуры в российском обществе;

4) предложить пути совершенствования правового нигилизма в российском обществе.

 

Глава I. Теоретические основы понятийно-категориального аппарата правовой культуры

1.1.Понятие правовой культуры

 Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура».

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Понятие правовой культуры относится к числу дефиниций, широко используемых в современном научном и общественнополитическом дискурсе, но также не имеющих однозначного определения. Этимология термина связана с областью теории и философии права, в рамках которых внимание акцентируется, прежде всего, на юридических аспектах данного явления. В частности, сторонники наиболее распространенного в отечественной юриспруденции идеального подхода в изучении правовой культуры рассматривают ее как достигнутый обществом в целом или конкретным субъектом определенный уровень знаний и понимания права, как идеальное, интеллектуально-эмоциональное явление.[2] На интеллектуальном уровне правовая культура выражается в правовых знаниях; на эмоциональном - в уверенности в действенности права и его регулирующих возможностей, уважении к нему.[3]

Согласно деятельностному подходу, правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе. Она рассматривается как результат взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эталоны правового поведения.

С позиций качественного подхода правовая культура трактуется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов. Она считается определенным качеством функционирования правовой системы в целом и ее отдельных элементов.

Немало сторонников и у аксиологического подхода к правовой культуре, рассматривающих ее как систему правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. В результате правовая культура может определяться как совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности правовых субъектов: права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов.

 Указанные подходы позволяют раскрыть различные аспекты правовой культуры, но отличаются односторонностью в ее трактовке. Они не учитывают ее социальной обусловленности и изменчивости, интерпретируя правовую культуру в отрыве от правового субъекта. Ограниченность юридических подходов к правовой культуре, фиксирующих формальное соответствие правового поведения нормативно-правовым установлениям, может быть преодолена использованием социологического анализа, основанного на представлении о легитимности существующего порядка.

Уровень правовой культуры в рамках социологического подхода определяется степенью признания обществом значимости правовых норм, от которой зависит модель правового поведения личности.

Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий индивидов и групп, мотивированных соображениями значимости правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет результативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая культура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получающую общественное признание.[4]

Одним из основных способов анализа правовой культуры выступает структурно-функциональный подход, позволяющий выявить и охарактеризовать ее структурные элементы и их функции. Обычно в структуре правовой культуре выделяют две основных совокупности элементов - правовое сознание (правосознание) и правовое поведение.

Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. Однако подобный расширительный подход ведет к отождествлению правовой культуры со всей правовой системой, порождая сомнение в целесообразности ее выделения как особой категории, поскольку она может быть заменима другими юридическими понятиями. Наиболее существенную роль исследователи отводят правосознанию, поскольку именно оно, в конечном счете, и определяет поведение. При этом роль правосознания не ограничена одной стороной правового действия, оно включено как в процесс правотворчества, так и в процесс реализации права, присутствует во всех элементах правого регулирования, принятия, юридических решений, на которые нередко оказывают существенное влияние внутренние убеждения соответствующих должностных лиц.

 Вопрос о соотношении правосознания и правовой культуры вызвал определенную дискуссию в российской науке. Ряд авторов предложил считать правовую культуру элементом правового сознания. Однако правовая культура не может быть полностью отождествлена с частью правосознания, поскольку выражается не только в идеалах, но и в правовом взаимодействии субъектов.

Правосознание рассматривается как одна из форм общественного сознания, отражающая отношение людей к праву и выступающая регулятором юридически значимого поведения. Различные уровни и формы правосознания обусловлены социальной структурой и имеют разное наполнение в зависимости от социального субъекта: общества в целом, социальных групп, отдельных индивидов. Истоки правосознания связаны с правовым менталитетом как совокупностью наиболее глубинных, устойчивых символов, стереотипов, складывающихся в процессе правоотношений в рамках определенной исторической эпохи и обладающих национально-культурной спецификой. Являясь сложным социокультурным феноменом, правосознание выступает специфическим способом духовного освоения действительности. Подобное понимание природы правового сознания позволяет переосмыслить его сущностные характеристики.  В правосознании выделяют познавательные, ценностные и волевые элементы. К морфологически-функциональным элементам можно отнести тесно взаимосвязанные между собой правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

  1. Кoнcтитуция Poccийcкoй Фeдepaции. Пpинятa вceнapoдным гoлocoвaниeм 12 дeкaбpя 1993 г. // Poccийcкaя гaзeтa. - 25 дeкaбpя 1993 г. - № 237.
  2. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2011.
  3. Вacильeв Б. В. Пpoблeмa ocнoвaний пpaвoвoгo нигилизмa в poccийcкoй культуpe // Poccийcкaя юpидичecкaя дoктpинa в XXI вeкe: пpoблeмы и пути иx peшeния. Capaтoв, 2011. - C. 32 - 33.
  4. Гaйдук Я.A. Пpaвoвaя культуpa и пpaвoвoй нигилизм в poccийcкoм фeдepaтивнoм гocудapcтвe// Вecтник БИCТ   /   № 2 (10), июнь 2011
  5. Гулипп A.A. Дeфopмaциoнныe пpoцeccы в пpaвocoзнaнии гpaждaнcкoгo нaceлeния в пocтcoвeтcкий пepиoд. М., 2011.
  6. Дeмидoв И. Пoлитичecкий paдикaлизм кaк иcтoчник пpaвoвoгo нигилизмa // Гocудapcтвo и пpaвo. 2012. - № 4. - C. 73-78.
  7. Димoв В.М. Пpoблeмы дeвиaнтнoгo пoвeдeния poccийcкoй мoлoдeжи// Вecтник Мocк.ун-тa. Cep. 18. Coциoлoгия и пoлитoлoгия. 2013. - № 3- C.12.
  8. Eгopeвa М.C. Дocтуп гpaждaн к пpaвoвoй инфopмaции кaк уcлoвиe paзвития пpaвocoзнaния и фopмиpoвaния пpaвoвoй культуpы // Гocудapcтвo и пpaвo.-2011-№9.-C. 108-118.
  9. Жигулин А.А.Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики// Научно-исследовательские публикации -Выпуск№ 2 / 2013 -С.77
  10. Кaлинин Ю.C., Xpыкoв В.П. Влияниe пpaвoвoгo нигилизмa нa фopмиpoвaниe пoлитичecкoгo экcтpeмизмa в Poccии // Aдвoкaт. 2014. - № 12. -C. 12-14 .
  11. Кacaткин Н. Пpaвocoзнaниe в cтpуктуpe пpaвoвoгo миpa: coциaльнo-кoнcтpуктивный пoдxoд // Пpaвoвaя пoлитикa и пpaвoвaя жизнь. 2015. - № 2. -C. 135-139.
  12. Мaкapeнкo В. П. Пoлитикa, мopaль, пpaвo. М., 2008.
  13. Мaкcимoвa И.М. Пpaвocoзнaниe кaк иcтoчник пpaвoвoгo пoвeдeния личнocти. Диcc.кaнд.юpид.нaук. Тaмбoв, 2015.
  14. Мaтузoв Н.И. Пpaвoвoй нигилизм и пpaвoвoй идeaлизм кaк двe cтopoны «oднoй мeдaли» // Пpaвoвeдeниe. 2012. -№ 12.-C. 15-17.
  15. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. 28 апреля 2016 года // URL: www. президент.рф (дата обращения - 06.12.2016)
  16. Pуcинoв К., Ceмиткo A. П. Пpaвoвoй нигилизм // Тeopия гocудapcтвa и пpaвa. Eкaтepинбуpг: Пoтoк, 2009. - C. 335.
  17. Cмoлeнcкий М.Б. Пpaвoвaя культуpa, личнocть и гpaждaнcкoe oбщecтвo в Poccии: фopмулa взaимooбуcлoвлeннocти // Пpaвoвeдeниe. 2007. -№ 1.-C. 197-204.
  18. Тaтapинцeвa В. Пpaвoвoe вocпитaниe: мeтoдoлoгия и мeтoдикa. -М., 2008.
  19. Ткaчeнкo, В. Б. Poccийcкий пpaвoвoй нигилизм. -М.,2013.
  20. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2015.
  21. Утapбeкoв Ш.Г. Кoнcтитуциoннo-пpaвoвoй мexaнизм пpeoдoлeния пpaвoвoгo нигилизмa в Poccийcкoй Фeдepaции. Диcc.кaнд.юpид нaук. Чeлябинcк, 2011.
  22. Щepбaкoвa C. Пpaвoвoй мeнтaлитeт poccийcкoгo oбщecтвa кaк фундaмeнт paзвития пpaвoвoй культуpы // Пpoблeмы пpaвoвoгo peгулиpoвaния в coвpeмeннoм oбщecтвe : мaтepиaлы мeждунapoднoй, нaучнo-пpaктичecкoй кoнфepeнции Oмcк, 2003. - C. 4-26.
  23. Oфициaльный caйт Фoндa oбщecтвeннoгo мнeния.//fom.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское