ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие и сущность электронной демократии
1.2 Правовые характеристики электронного правосудия как проекта электронной демократии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРАВОСУДИЕ, КОММЕРЦИЯ
2.1 Электронное правосудие
2.2 Электронная коммерция в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Как известно, понятие «демократия» означает, народовластие, власть народа. Однако, при этом, ситуация, когда только народ смог бы осуществлять политическую власть в полном объеме, пока ни в одной стране не воплощена в жизнь. Возможно, это идеал, иными словами, то чего следует достигать и стремиться. Однако, вместе с тем, даже в настоящее время все-таки есть некоторые страны, в отношении которых можно сказать, что в этом направлении они продвинулись дальше других (Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания, Германия.
Именно на эти страны стремятся быть похожи другие государства. Что касается электронной демократии, то ее главное предназначение заключается в привлечении населения к участию в политической жизни. Таким образом, целью настоящей работы является представить информационно-правовое обеспечение электронной демократии.
Для раскрытия данной темы требуется решить следующие задачи.
- выявить понятие и признаки демократического политического режима; - определить виды демократических режимов;
- изучить электронную демократию в современной России.
На наш взгляд данная тема всегда будет актуальной, поскольку связана с такой важной проблемой, как установления в стране подлинного народовластия - демократии. Уже давно известно, что демократия зародилась в древнее время и до настоящего времени принято считать, что лучше этой формы правления пока не существует.
Степень разработанности проблемы. Проблематика, связанная с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования информационного общества, является не новой для российской политической науки. В западной политологической и социологической литературе пока превалируют работы, описывающие особенности электорального процесса с использованием Интернета как интерактивного СМИ, первые эксперименты по проведению электронного голосования.
Изучение проблем глобальных изменений в обществе с привлечением информации и фактического материала о периодизации технологических укладов, имеет богатые традиции в рамках концепций постиндустриализма.
В связи с этим представляется интересным подробнее рассмотреть одну из форм демократии - электронную демократию, как она действует в нашей стране.
Объектом в настоящей работе является электронная демократия.
Предметом - информационно-правовое обеспечение формирования данного вида демократии.
Структурно работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается понятие и сущность электронной демократии. Вторая глава представляет электронную демократию в современной России. Для раскрытия данной темы нами использовалась различная литература: нормативно-правовые акты, учебные пособия, а также статьи из журналов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие и сущность электронной демократии
В современной науке сформировалось новое междисциплинарное направление, изучающее возможности информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности социального, экономического и других форм взаимодействия, и ставящее целью осмысление места демократии в информационном обществе — информационная теория демократии[1].
В прикладном аспекте целью информационной теории демократии является оптимизация демократических институтов в рамках существующих политических систем и развитие электронной демократии. Для этого используется знания и достижения информатики, кибернетики, синергетики, социологии и ряда других наук.
В 2006 году Советом Европы был создан специальный Комитет по электронной демократии (CAHDE) — это межправительственный рабочий орган, членами которого являются представители 47 государств-членов СЕ, других международных организаций (в т. ч. ЕС, ОБСЕ или ООН) и комитетов Совета Европы.
Под электронной демократией можно понимать такую форму организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами[2].
По мнению В. И. Руденко, электронная демократия представляет собой «правление самоуполномоченных граждан»[3] как совокупность форм и средств, позволяющих использовать информационные технологии для расширения возможностей любого гражданина путем использования информационно-коммуникационных технологий.
Электронная демократия характеризуется онлайновым проведением различных кампаний, высоким уровнем самоорганизации онлайн-сообщества на фоне отсутствия значительных социальных различий между членами сообщества, онлайн-правозащитной деятельностью, использованием электронной среды как средства распространения политической информации. Концепция электронной демократии предполагает новые правовые формы взаимодействия властных структур и человека в условиях информационного общества[4].
По мнению западных исследователей, электронная демократия обозначает «электронное представление демократических процессов»[5]. В. А. Овчинников, Я. В. Антонов при этом делят демократические процессы на следующие «подпроцессы»: а) сбор информации; б) формирование общего мнения; в) принятие решения[6]. Другие исследователи обосновывают мнение, что электронная демократия состоит из двух основных частей: 1) подготовка к принятию решения (т. е. стадии «а» и «б»); 2) область электронного голосования или принятие решений (т. е. стадия «в»)[7]. Существует и иная точка зрения. Согласно материалам одного уважаемого зарубежного сайта, специализирующегося на вопросах демократии, электронная демократия состоит из двух частей: электронного голосования и так называемого электронного участия. В российских правовых актах используется термин «информационная демократия», однако его определение не дается.
На официальном сайте Российского Фонда развития электронной демократии — электронная демократия определяется как система открытого государства и общественного самоуправления при помощи информационных технологий.
Обсуждаемый проект Концепции развития в Российской Федерации электронной демократии до 2020 года выделяет следующие механизмы электронной демократии: электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т. д.); механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественнополитической тематики в режиме on-line; механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий; механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти; механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне [8].
Проанализировав положения современной науки относительно трансформации институтов демократии, можно выделить два подхода к оценке влияния информационных технологий на политический процесс и политические институты.
Согласно первому подходу, возникшему одновременно с появлением и широким распространением информационных технологий, их применение способствует повышению эффективности государственной деятельности, большей открытости политических процессов и формированию более широкого общественного консенсуса благодаря обратной связи между политической системой и гражданами (И. Л. Бачило, А. Швидунова, О. В. Танимов, Р. Лайтен, А. Кескинен и др.). Другие исследователи, напротив, считают, что в результате распространения использования информационных технологий в публичном процессе усилятся позиции исполнительной власти, возрастет роль административного аппарата и экспертов, на шится баланс различных ветвей власти, усилится контроль бюрократии над гражданами, в целом коренным образом изменятся отношения парламента и правительства, что грозит опасностью «информационной диктатуры» в государстве (Л. В. Журавлева, М. С. Вершинин, А. И. Соловьев, П. Кевенхерстер, К. Хилл, Дж. Хьюз, Б. Бимбер)[9].
Анализ практики использования современменных механизмов взаимодействия населения и власти показал, что основными инструментами новой формы демократии являются электронные собрания (сходы) граждан, электронное голосование, форумы, блоги, подача обращений в электронном виде. Например, подписан и вступил в силу Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»[10].
Документ определяет правила, по которым граждане с помощью современных технологий смогут донести до власти и общества свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Указ Президента развил и законодательно оформил положения Концепции о российской общественной инициативе. В июле 2012 года на сайте Министерства экономического развития РФ был размещен для общественного обсуждения документ под названием Концепция формирования механизма публичного представления гражданами Российской Федерации с использованием сети Интернет обязательных для рассмотрения Правительством Российской Федерации предложений о внесении изменений в федеральное законодательство. Российская общественная инициатива (далее — Концепция). В августе 2012 года Концепция была утверждена Д. Медведевым[11].