Введение
- Теоретические основы формирования учетной политики организации
1.1. Сущность учетной политики
1.2. Нормативно-правовое регулирование учетной политики организации
1.3. Цель, задачи и информационное обеспечение аудита бухгалтерского учета и учетной политики
- Планирование аудиторской проверки учетной политики
2.1. Понимание деятельности экономического субъекта
2.2. Планирование аудиторской проверки
2.3. Аудиторская проверка учетной политики экономического субъекта
Заключение
Список использованных источников
Разработка и осуществление учетной политики для российских организаций - дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчетности. Как всякая политика, способы ведения бухгалтерского учета должны ориентироваться на достижение определенной цели для данного периода времени и обозримой перспективы. Для подавляющего большинства организаций перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании организации хозяйствующего субъекта и создании новых рабочих мест. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это в целом обеспечивает устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и др.
Одно из существенных назначений учетной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет.
Аудиторские проверки при этом связаны с конкретными проблемами, требующими творческого решения. С одной стороны, аудитор должен проверить и оценить счетную достоверность учета, призванного отразить действительную величину отчетных показателей, такую, которая в точности соответствует реальности в данном периоде, а с другой - принять во внимание необходимость выравнивания данных отчетности по учетным периодам в пределах года или ряда лет, осуществляемого с помощью средств и методов учетной политики.
Для этого аудитор должен оценить, насколько принятая проверяемым клиентом учетная политика соответствует целям его бизнеса в анализируемом периоде, использует ли он только общепринятые методы усреднения и резервирования, насколько они обоснованны и постоянны в применении и т.д.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- Определить сущность учетной политики организации
- Исследовать нормативно-правовое регулирование учетной политики организации
- Рассмотреть цели, задачи и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
- Составить план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
- Провести аудиторскую проверку организации бухгалтерского учета
- Провести экспертизу учетной политики
Объектом исследования выступает учетная политика организации.
Предметом исследования выступает методика аудиторской проверки учетной политики организации.
Объект исследования ООО «СПТ»
Период исследования 2012-2013 гг.
-
Теоретические основы формирования учетной политики организации
1.1. Сущность учетной политики
На сегодняшний день под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Это означает, что организация в процессе формирования учетной политики должна осуществить следующие действия и мероприятия:
1) осуществляется выбор одного из нескольких способов которые допускаются законодательством. В качестве примера можно рассмотреть для оценки материальных ресурсов на сегодняшний день законодатель закрепил три способа оценки при списании в производство а именно: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). При формировании организация выбирает один из этих способов и отражает этот выбор в своей учетной политике, при этом необходимо отметить, что никакого другого способа кроме этих трех организация выбрать не может.
Законом № 402-ФЗ установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При этом указано что при формировании учетной политики в отношении какого-то конкретного объекта учета организация выбирает один из способов который допускается федеральными стандартами. При этом необходим отметить что на сегодняшний день федеральные стандарты не разработаны, в результате чего руководствуясь ч. 1 ст. 30 Закона №402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов организация при выборе того или иного способа ведения бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона.
Таким образом, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов при формировании учетной политики должны применяться действующие нормативные акты.
На практике встречаются ситуации, когда по тому или иному из вопросов ведении бухгалтерского учета его способы не установлены в нормативно-правовых актах, в данном случае при разработке учетной политики организация должна самостоятельно разработать соответствующий способ, руководствуясь при этом положениями по бухгалтерскому учету, а также международными стандартами финансовой отчетности. Такое положение предусмотрено в пункте 7 ПБУ 1/2008 начиная с 2009 года.
При этом положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
2) организация должна помнить что способы выбранные ей и зафиксированные в учетной политики устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год).
Пунктом 9 ПБУ 1/2008 установлено что способы ведения бухгалтерского учета, которые выбраны организацией при формировании учетной политики применяются с первого января года, следующего за годом в котором утвержден соответствующий приказ об учетной политике организации. При этом утвержденная в организации учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая те которые выделенные на отдельный баланс, независимо от их местонахождения.
Вновь созданные организации и организации которые возникают в результате реорганизации должны оформить учетную политике не позднее 90 дней со дня их государственной регистрации что указано в ПБУ 1/2008. При этом принятая организацией учетная политика должна применяться со дня государственной регистрации не зависимо на то когда именно организация зарегистрирована. То есть организация в любом случае применять выбранные методы учеты будь она зарегистрирована например 1 апреля или 20 декабря.
Выбранные методы учета отраженные в учетной политики должны применяться организацией последовательно то есть от одного отчетного периода к другому.
3) выбранные способы ведения бухгалтерского учета и отраженные в учетной политике должны быть закреплены соответствующим документом, а именно приказом об учетной политике.
Пунктом 4 ПБУ 1/2008 утверждено что учетная политика организации может формироваться как главным бухгалтером так и иным лицом, на которого в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.
При этом необходимо отметить тот факт что начиная с 2013 года в статье 7 Закона №402-ФЗ регламентированы правила ведения бухгалтерского учета а также требования и так же основные требования к лицу на которого возложено ведение бухгалтерского учета.