Введение
1.3. Социальная мобильность в современной России
Глава 2. Социальная мобильность российской молодежи
2.1. Теоретические основы изучения политической активности молодежи
2.2. Особенности, виды и тенденции социальной мобильности молодежи
2.3. Каналы социальной мобильности молодежи в условиях трансформации российского общества
Заключение
Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Изучение молодежи в контексте процесса социальной мобильности позволяет заметить, что молодежь социально дифференцирована и расслоена. В современном российском обществе более заметными становятся различия между группами внутри молодёжи.
Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
Целью данной курсовой работы является изучение социальной мобильности молодежи в современной России.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность социальной мобильности;
- рассмотреть типы социальной мобильности;
- обосновать социальную мобильность молодежи в современной России.
Социальная мобильность в современной России рассматривается практически во всех источниках, указанных в списке литературы, но подход к ней отнюдь не одинаковый. Наибольший интерес представил автор А.И. Кравченко. Автор отметил, что общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Широкое освещение вопроса социальной мобильности в современной России представлено работами, авторами которой являются В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков, С.С. Фролов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.3. Социальная мобильность в современной России
Социальная мобильность - перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. Сорокиным.
Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз - нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая - с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы).
90-е гг. ушедшего века запомнились небывалым спросом на юристов и экономистов. Вступительные конкурсы на соответствующих факультетах столичных вузов подскочили до заоблачных высот, а сами специальности по своей престижности обошли такую знатную профессию, как работник торговли. 90% появившихся в постперестроечное время негосударственных вузов сочли необходимым ввести в свои программы подготовку специалистов в области экономики и юриспруденции.
На первый план во всем мире выходят сфера услуг и новые технологии. Идеи и разработки в области компьютерного обеспечения в развитых странах определяют экономический рост в большей степени, чем индустриальное производство. У нас же рынок труда по-прежнему зависит от производства -- под него создавали вузы во времена СССР, и они по сей день продолжают выпускать специалистов, которые остаются безработными или уходят в другой бизнес.
В недалеком прошлом в СССР, самыми нужными и востребованными, а отсюда и престижными были - военный, медик, учитель, научный сотрудник, инженер. Все эти люди были высокообразованными и культурными людьми в основной своей массе. Люди действительно трудились на благо завтрашнего дня.
Сфера услуг - понятие емкое. Сюда входит не только туристический бизнес, но и, скажем, дизайнерские разработки. Кто бы лет пять назад мог подумать, насколько востребованной окажется сегодня профессия ландшафтного дизайнера? До тех пор пока Подмосковье будет застраиваться частными домами (а эта тенденция, бесспорно, еще долго сохранится - во всем мире жители городов перебираются в сельскую местность), без хлеба не останутся ни строители, ни дизайнеры. Неплохие перспективы у специалистов по полиграфии. Сейчас многие глянцевые журналы печатаются в Финляндии, но очевидно, что рано или поздно столичные издатели все-таки освоят сложный технологический процесс и смогут предоставить рабочие места.
Пока Москва остается городом бизнеса, торговли и промышленного производства. По данным городского Департамента службы занятости населения, в сфере торговли и общественного питания задействовано 17% людских ресурсов, в промышленности -14%, в строительстве -12%, в транспорте - 9%. Причем именно в этих отраслях занято подавляющее большинство иностранцев - как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Понятно, что любой мегаполис привлекателен для приезжих с точки зрения заработков, но в российской столице на рынке труда образовался некий дисбаланс спроса и предложения. Имеется свыше 150 тыс. вакансий, из них 70% - рабочие специальности. С другой стороны, в городе официально зарегистрировано более 30 тыс. безработных, 60% которых относятся к категории служащих.
В Москве явный дефицит инженерно-технических кадров. Персонал промышленных предприятий стареет, выходит на пенсию, а молодежь не горит желанием заменить стариков на трудовом посту. В городе не хватает токарей, фрезеровщиков, слесарей, а также технарей-инженеров.
Программисты по-прежнему уезжают за границу, но дело даже не в этом. Суть проблемы глубже. Пройдет еще какое-то время, и станет очевидно, что мы утратили лидирующие позиции в сфере образования. Кто заменит преподавателей вузов, когда те в силу своего возраста покинут институты и университеты, которым отдали всю жизнь? Уже сейчас заметно, что на кафедрах нет талантливой молодежи. Те, кто успешно заканчивает учебу, трудоустраиваются без проблем: хорошие специалисты идут нарасхват. А в системе высшего образования, где плохо платят, остается весьма посредственная молодежь. Либо фанатики науки, которых не так уж много. Престиж российской высшей школы, в конце концов, будет подорван.
Информационная революция, стремительное развитие высоких технологий требуют новых знаний и навыков. Через несколько лет будут чрезвычайно востребованы специалисты в сфере информационного менеджмента, те, кто умеет просчитывать стратегию развития бизнеса в новых условиях.
Потребность в людях, которое могут что-то продавать и делают это хорошо, в ближайшие годы сохранится. Речь идет не о торговле в магазине или на рынке - имеется в виду продажа в широком смысле слова, продажа как бизнес, даже как искусство. У нас только сейчас стали появляться курсы, где грамотно рассказывают об этом, формируют у будущих менеджеров культуру бизнеса. К сожалению, в государственных вузах этому не учат - их в советские времена привязывали к конкретным индустриям. А вообще, чтобы стать хорошим менеджером, нужно не столько образование, сколько талант, опыт, самовоспитание. У нас в сфере менеджмента пока нет своих традиций, нет бизнес-легенд, если хотите, бизнес-звезд.
На рынке труда спрос на хороших менеджеров достаточно высок. Он на 30% превышает предложение. Но должно пройти еще немало времени, чтобы западные компании начали воспринимать наших специалистов всерьез.
Лишь единицы наших профессионалов способны разработать стратегию компании от начала до конца. Если Россия когда-нибудь вступит в Евросоюз и на нашем рынке появится больше западных компаний, для менеджеров будет большой проблемой в них устроиться. Слишком заметен контраст. Не сказать, что русские работают плохо, просто они работают по-другому. Все-таки менталитет играет большую роль.
В будущем, как прогнозируют специалисты, лидерами по привлечению новых сотрудников окажутся производственные компании, а самым «горячим» рынком будет недвижимость.
Сейчас рынок недвижимости на пике, и из-за того, что появились новые игроки, в том числе и западные, спрос на квалифицированные кадры значительно вырос. Считается, что именно персонал может стать одним из важнейших аргументов по завоеванию «места под солнцем». Многие компании-новички вынуждены переманивать специалистов у известных и отлично себя зарекомендовавших компаний, предлагая им при этом более высокие зарплаты и хорошие условия труда. Освобождается поле для роста менеджеров среднего звена, появляются вакантные места на начальных позициях. В недвижимости наиболее значительно растут зарплаты специалистов всех квалификаций. Прогнозы на развитие рынка труда в этом секторе чрезвычайно позитивные.
Другая востребованная группа профессий - технические специалисты. Платят им, конечно, не так и много, но найти работу можно всегда. Сейчас реальный сектор развивается бурными темпами и требует все больше квалифицированных специалистов. А их на рынке немного, так как из-за спада промышленного производства в 90-х годах технические работники советских времен или переквалифицировались, или ушли на пенсию. А постперестроечная молодежь предпочла модные профессии: экономиста, юриста, финансиста и т.д. Теперь в этих секторах очень высокая конкуренция, устроится на хорошую перспективную работу бывает непросто. А спрос на «производственников» значительно превышает предложение.