Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночных отношений обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем является проблема преодоления социально вредные проявления монополии и ее негативные последствия для развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Не меньшее теоретическое и практическое значение имеет проблема осмысления сути и причин возникновения монополистических новообразований в условиях развитых конкурентных взаимоотношений предприятий, организаций, физических и юридических лиц, это крайне важно для судьбы рыночных реформ в России, как доминирующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только затрудняет доступ других лиц, но и препятствует развитию подлинно рыночных отношений в целом.
В этих условиях крайне важно оценить объективную обусловленность и практическую необходимость государственного регулирования экономики в сложной ситуации.
Цель исследования состоит в раскрытии сущности монополий, их особенностей в российской экономике и разработке адекватных направлений совершенствования антимонопольного регулирования в современной России.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть характерные черты монополии;
- определить основные форм, типы и виды монополии;
- изучить монополии в истории России 19 века и в начале 20 века;
- проанализировать состояние монополии в современной российской экономике и средства их регулирования.
В процессе написания курсовой были использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов, а также монографии, научные статьи, интернет-источники. Среди авторов, изучавших эту проблему, можно выделить таких, как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль, Д. Рикардо, л. Абалкин, г. Ативам, А. Барышева, т. Белоус, В. Богачев, Ю. Уинслэм, М. Гельвановский, Е. Глазова, С. Глазьев, А. Городецкий, Р. Гринберг, Б. Дементьев и многих других.
Объектом изучения данной курсовой работы являются монополии.
Предметом исследования курсовой работы являются экономические отношения, опосредующие функционирование, трансформацию и регулирование монополий в российской экономике.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в уточнении сущности и экономического содержания монополии, ее форм, особенностей современного российского монополизма, что позволило развить представления о природе монополизма и формах его проявления в современной экономике России.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (19 источников).
1 СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ КАК РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
Характерные черты монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характеристик: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим количеством покупателей.
Существует ряд факторов, которые приводят к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может быть результатом инноваций и инноваций. Основные открытие нового продукта или технологии, защищенной патентом дает эксклюзивное право на всех этапах использования изобретения.
Во-вторых, - это экономия от масштаба.
В-третьих, - исключительная собственность на важнейшие средства производства.
В-четвертых, создавать и поддерживать монополию может государство, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но существуют и следующие ограничения для монополии:
- линия спроса и цена спроса на количество приобретенных товаров (для увеличения продаж фирма должна снизить цену, поэтому она измеряет выгоды с потерями);
- эластичность спроса: если спрос неэластичен, нет смысла снижать цену (общий доход уменьшается, предельный доход получает отрицательное значение). При эластичном спросе нет смысла повышать цену.
Оптимальная продукция монополии определяется на основе правила равенства предельных доходов и предельных затрат: MR = MC. При этом монополия назначает цену в соответствии с ценой спроса на данный объем.
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем необходимо для производства дополнительной единицы товара. В результате, по сравнению с конкурентоспособной фирмой, прибыль монополиста больше.
Существование монополии и монопольной власти требует государственного регулирования. Это может быть сделано путем установления ценовых ограничений, введения налогов и антимонопольного законодательства.
Монополия-это тип рынка, на котором только одна компания (фирма) является продавцом товара, на который не существует близких заменителей. Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса.
Чем менее эластичен спрос (и, следовательно, чем круче кривая спроса), тем сильнее влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.
Анализ чистой монополии важен по двум причинам: значительный объем экономической деятельности в развитых странах осуществляется в условиях, близких к чистой монополии, и что анализ чистой монополии позволяет понять более реальные структуры рынка: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Существует три категории (типа) Монополии (деление очень условное):
1) закрытая монополия. Она существует, когда она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, например, патентная защита, авторские права и др.
2) открытая монополия. Это ситуация, когда одна фирма становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В такой ситуации часто фирмы, которые первыми вышли на рынок с новой продукцией.
3) естественная монополия. Это ситуация, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок, т. е. отрасль представлена одной фирмой. В этой ситуации разделение производства между двумя или более фирмами приведет к тому, что масштабы каждой из них будут недостаточно малыми. (Монополия, основанная на владении уникальными природными ресурсами).
Фактически все монополии можно считать открытыми. Правовые барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть сняты судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены потрясениям от замещающих товаров, независимо от того, насколько уникален продукт.
Для монополии, так же как и для совершенной конкуренции, главным принципом является максимизация прибыли фирмы. Однако ограничения, с которыми сталкивается монополист отличается от совершенной конкуренции и имеют свои особенности.
Монополист действует только на рынке. Кривая спроса для фирмы совпадает с кривой спроса для отрасли. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продуктов, которые могут быть проданы на рынке увеличивается, а цена падает. Монополист может устанавливать и цену товара и его количество, но при этом выбирает комбинацию «цена – количество», которая принесет максимальную прибыль. Фирма обладает монопольной властью, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя количество товаров, которые он готов продать. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим выпуск и предельный доход в чистой монополии.
По мере изменения цены и количества продукции в соответствии с кривой спроса изменяется и общий доход фирмы: TR = PQ. По мере увеличения выхода он сначала увеличивается, затем достигает максимума в 17, а затем падает.