В современном обществе, нравственность является одним из факторов, определяющих поведение человека, его отношение к обществу, а также, включает в себя внутреннюю потребность личности к осуществлению нравственных действий и поступков.
В данной курсовой работе, хочется выделить морально–нравственную сферу именно среди подростков. Так как именно в этом возрасте закладываются все задатки ценностей, которые необходимы человеку в дальнейшей жизни.
В современном мире, у подростка совсем другие интересы, и в их планы вряд ли входит культура, религия и традиции, навязанные родителями. Подростку в этот жизненный период самому хочется решать, как поступать и что делать, но вот все ли его поступки верные и как направить его на нужную дорогу–проработаем в курсовой работе.
Актуальность. Существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания подростков в условиях современной школы на основе традиций как важного механизма их включения в общество и в контекст национальной культуры.
В отечественной психологической науке вопросы нравственного самосознания рассматриваются и активно разрабатываются во взаимосвязи с проблемами структуры и строения самосознания, формирования мировоззрения, жизненного плана (C.JI. Рубинштейн, В.М. Бехтерев, А.В. Петровский, В. А. Ганзен, И. С. Кон, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. В. Столин, И. И. Чеснокова), с проблемами развития самосознания в отногенезе (C.J1. Выготский, Д. Б. Эльконин, JI. И. Божович, В. В. Давыдов, Б. С. Братусь, П. И. Сидоров, Н. Н. Авдеев, А. Н. Осницкий и др.) [10, c. 20].
Тема развития морально–нравственной сферы является актуальной на сегодняшний день, поскольку в современном мире теряется понимание о ее значимости, и подростки пренебрегают ценностями и моральными устоями.
Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними.
Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.
Мораль можно определить, как особую форму нормативно–оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации.
Объект исследования: духовно–нравственная сфера современных подростков
Предмет исследования: специфика развития духовно–нравственной сферы у детей подросткового возраста в современности
Цель исследования: изучение духовно–нравственной сферы у подростков в современном обществе
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме духовно–нравственного развития личности
2) Выявить первоначальный уровень развития духовно–нравственной сферы детей подросткового возраста
3) Разработать комплекс тренинговых упражнений для развития духовно–нравственной сферы у подростков/
Гипотеза: понимание о культуре, правилах поведении в обществе и духовном развитии среди подростков будет существовать, если:
–организовать тщательное изучение содержательных компонентов нравственного самосознания; целей, ценностей, мотивов, потребностей, убеждений, фиксированных установок, взаимоотношений, принимаемых и одобряемых подростками социальных норм поведения в условиях учебно–воспитательного процесса, в общении и поведении.
– включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.
Методология исследования обеспечивается теорией морального развития Л. Кольберга, в соответствии с которой моральное сознание–это система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное психолого–педагогическое значение, открывает направление научных исследований, связанных с теоретико–методологическим обеспечением формирования нравственных отношений учащихся, определяющих связь между нравственным сознанием и поведением. Обоснование содержания структурных компонентов, аспектов, свойств и уровней развития нравственных отношений подростка составит основу для новых научных представлений о феномене нравственных отношений человека; выявление состояния и закономерностей развития нравственных отношений подростков послужит основанием для широких теоретических представлений о стратегии деятельности педагога школы и месте этой деятельности в организации духовно–практического освоения школьниками мира в морали.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование социального взаимодействия подростков по критерию нравственных отношений к другим, к миру и к себе; в формировании у ученика нравственных отношений; в определении методов исследования, с помощью которых выявляется состояние нравственных отношений подростков; в вычленении системы ценностей, подлежащих освоению школьниками в разные периоды подросткового возраста. Разработка программы психолого–педагогического сопровождения формирования нравственных отношений подростков.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
1.1 Анализ содержания понятия «духовно–нравственное воспитание»
Сегодня в российскую школу, наряду с уже привычными, традиционными видами воспитания, входит новый вид воспитания – духовно нравственное.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», важнейшей целью российского образования, наряду с интеллектуальным и физическим воспитанием, является «духовно нравственное развитие» [2, c. 49].
На сегодняшний день сложилось три различных подхода к пониманию духовно–нравственного воспитания и, соответственно, к определению его содержания: светский, оккультно–мистический и религиозный.
- Светский или «гуманистический подход» полагает, что духовность–это освоение человеком высших ценностей, идей, понятий, связанных с его социальной жизнью и деятельностью.
Духовность–высшая сфера психики человека, развитие которой осуществляется в ходе освоения таких ценностей, как предметы культуры, научные истины, эстетические образы, нравственные нормы. С этих позиций, человек является духовным в той мере, в какой он освоил указанные ценности, а духовное воспитание понимается как постижение и освоение высших объектов культуры. К важнейшей характеристике духовности относят творческую активность человека.
- Оккультно–мистический подход исходит из понимания духовности как объективно существующей характеристики человека, имеющей своим источником духовные энергии небожественного происхождения и направленной на овладение этими энергиями посредством тех или иных духовных и психологических практик и техник.
По мнению В.В. Зеньковского, такого рода воспитание направлено на развитие духовности, оторванной от божественного начала и вовлекающей человека к интеграции с темными духовными силами.
- Религиозный подход. Предметом духовно–нравственного воспитания является целенаправленное формирование духовно–нравственной сферы человека, а основой его содержания – религиозные ценности, этика, законы и заповеди [12, c. 30].
Для того, чтобы в человеке активизировалась мотивация духовного процесса, необходимо иметь внутреннее основание, которое не может наличествовать в мире материи; материя, как более грубая субстанция, является носителем духа.
Соответственно, предметом духовно–нравственного воспитания является: 1) Развитие и формирование духовно–нравственной сферы человека, его воли и чувств, его системы отношений с миром, его духовного и нравственного поведения, его мотивационно–смысловой стороны в общем контексте всестороннего развития человека
2) Формирование и развитие духовно–нравственной составляющей отдельных социальных сфер общества в целом
3) Развитие форм образования и просвещения, прямо связанных с формированием духовно–нравственной сферы человека и общества
4) Духовно–нравственная сторона всех форм образования
5) Мотивационно–смысловая сторона отдельных видов воспитания
6) Православное педагогическое сознание
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что духовно–нравственное воспитания–не педагогический фантом, а абсолютно необходимый вид воспитания, оно имеет свою особую социальную сферу–религию и направлено на формирование своей особой духовно–нравственной сферы человека и общества в целом.
В контексте вопросов нравственного воспитания, особое место занимает проблема ценностей. Многие российские ученые занимались этой проблемой, например, М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская рассматривают общечеловеческие ценности как основу идеалов воспитания. И.П. Подласый считает главной целью средней общеобразовательной школы в современных условиях– «способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей».
Исследуя современные проблемы образования и воспитания, А.Н. Джуринский отмечал, что всплеск интереса к образованию означает, что в обществе возрождается понимание того, что в России сохранилась традиция высокой духовности. В 1990–х годах была обновлена официальная стратегия воспитания. Перед школой поставлена цель: содействовать духовному обновлению общества [23, c. 109].
В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «традиция» дано в двух значениях: во–первых, это «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)»; во–вторых, это «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И. А. Соловцева и др.), системно– нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких, как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Исследователи М. Мид, А, В. Мудрик, M.B. Савин и др. отмечают высокую эффективность нравственного воспитания, основывающегося на традициях отечественной педагогики.
Принимая во внимание современные исследования Л.И.Беляевой, С.И.Варюхиной, А.М.Виноградова, О.Л.Жук, В.А.Караковского, С.В.Петерина, Р.С.Пионовой, И.И. Рыдановой, Э.К.Суслова и многих других, мы можем утверждать, что традиции в воспитании, в том числе и в нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации, а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего мы можем сделать вывод о том, что роль традиций в процессе нравственного воспитании, рассмотренная в современной психолого–педагогической литературе, не утратила своей актуальности на современном этапе развития [12, c. 51].
Не секрет, что задатки нравственности закладываются в человеке еще в подростковом возрасте, а в частности, это происходит благодаря школам. Школа старается максимально дать детям образование, научить морали, привить ценности, такие как ценности дружбы, любовь к семье и уважение, любовь к родине и самое главное, хорошее отношение ко всем людям. Однако, нередко в обществе случаются конфликтные ситуации, когда подростки, вопреки всем своим ценностям, уже имеющимся, начинают отстаивать свои интересы.
Современные подростки испытывают кризис в процессе формирования своих ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм). [7, c.120].
Таким образом, подводя итоги, хочется еще раз выделить главное–школа старается дать необходимые знания и привить ценности подросткам, однако не все готовы на это развитие.
Характерные черты подросткового возраста мы рассмотрим в следующем параграфе.