Введение
Глава 1. Теоретический аспект рассмотрения межэтнических конфликтов
1.1 Понимание межэтнического конфликта
1.2 Формы и особенности межэтнических конфликтов
1.3 Роль и место религии в межэтнических конфликтах в России
Глава 2. География межэтнических конфликтов в России
2.1 Северо - Кавказские конфликты
2.1.2 Кабардино-Балкарский конфликт
2.1.3 Осетино-Ингушский конфликт
2.1.4 Конфликт в поволжье
2.2 Межэтническая напряженность в региональном аспекте
Глава 3. Предотвращение и урегулирование межэтнических конфликтов
Заключение
Список литературы
Межэтнополитические конфликты остаются одной из наиболее актуальных и острых проблем, с которыми сталкиваются современные политики, социологи, экономисты и даже географы. На почве противоречий, возникающих между этническими общностями происходит довольно большая часть конфликтов и столкновений, войн.
Все это подрывает безопасность государства, а также отдельных граждан и этнонациональных групп, стирается целостность и стабильность государств и регионов, подрывается авторитет политических лидеров, которые не в состоянии сгладить такие конфликты и свести число жертв к минимуму.
В России этнополитические конфликты проявляются особенно остро и, как показала практика, оказывают очень негативное воздействие на весь спектр политических и экономических, а также социальных и духовных процессов в стране.
Ученые обращаются к данной проблеме по ряду обстоятельств: В России на сегодняшний день сложился комплекс кризисных деформаций и изменений, которые касаются таких элементов, как общецивилизационный, этнический, демографический и социокультурный аспекты.
Это и обуславливает объективную необходимость более глубокого анализа причин, типов и форм конфликтов, а также анализа факторов, которые влияют на динамику конфликтов и способы их разрешения; Знание причин позволит выработать в Российской Федерации антиконфликтную политику.
Это приведет к минимализации воздействия таких негативных проявлений, как сепаратизм, религиозный экстремизм и иных последствий, которые могут нести разрушительный эффект для общества в целом.
Межэнические конфликты в России могут возникать по ряду серьезных причин.
Во-первых, социальная неудовлетворенность уровнем жизни, действиями политиков и государственной политики в некоторых наиболее значимых сферах.
Во-вторых, это экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса, которые распространяются за пределами одного региона или государства. Стороны, на которые они распространяются, могут не всегда адекватно воспринимать такое вторжение, что приводит к конфликтам и, как следствие, к тому, что появляются противоречия.
В-третьих, географическое несогласие, которое касается установления границ расселения разных народов. Так, каждый этнос нуждается в выстраивании своей инфраструктуры, но иногда территории настолько малы, что им не удается сделать это, отсюда и недовольства, вспышки негативной активности.
В-четвертых, политические формы поведения властей – отсутствие учета интересов этнических меньшинств. Также к причинам следует отнести культурно-языковые претензии народов и историческое прошлое, в котором имели место быть противоречия меду представителями различных национальностей.
Цель исследования изучить межэтнические конфликты в России в 2000г.
На основании цели поставлены задачи:
1.Изучить понимание межэтнического конфликта;
- Рассмотреть формы и особенности межэтнических конфликтов;
- Изучить роль и место религии в межэтнических конфликтах в России;
- Проанализировать Северо - Кавказские конфликты;
- изучить кабардино-Балкарский конфликт;
- Проанализировать Осетино-Ингушский конфликт;
- изучить конфликт в поволжье ;
- Изучить Межэтническая напряженность в региональном аспекте.
Курсовая работа состоит из двух глав, заключение списка литературы.
Глава 1. Теоретический аспект рассмотрения межэтнических конфликтов
1.1 Понимание межэтнического конфликта
Межэтнические конфликты (нередко их называют просто этническими) стали распространенным явлением в современном мире. Поданным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Переход к демократизации в нашей стране и распад СССР также сопровождались острыми межнациональными, межэтническими напряжениями и конфликтами.
Один из принципиальных вопросов для понимания таких конфликтов - вопрос об их связи с самим феноменом этничности: является ли связь между ними сущностной, заложенной в самом этническом многообразии человечества, или она сугубо функциональна. Если признать истинным первый подход, то тогда ингушей и осетин, арабов и евреев, армян и азербайджанцев следует признать несовместимыми. Если исходить из второго, то надо сделать вывод: не этничность составляет суть таких конфликтов, она - форма их проявления.
В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе или даже осознает противоречия, ведущие к конфликту. По существу конфликт есть способ разрешения противоречий', проблем, а они могут быть самыми разными.
Функциональный подход к пониманию конфликта характерен для большинства этноконфликтологов. В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму <гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий>*.
Другого определения, он считает, дать невозможно, поскольку межэтнический конфликт <в чистом виде> вычленить нельзя по причине того, что их в природе просто не существует. Действительно, случаи, когда один народ вступает в конфликт с другим из-за этнических различий или каких-то внутренне, изначально им присущих антагонизмов, практически не известны. И вообще наукой не доказано, что такие антагонизмы существуют в человеческой природе. Примерно так же определяют межэтнические конфликты и некоторые зарубежные специалисты*.
Из-за непонимания природы, сути межэтнических конфликтов часто идут споры. Молдаване нередко говорят, что у них нет с русскими конфликта, это прокоммунистический режим сопротивляется в Приднестровье. Чеченские события многие тоже называют не межэтническим конфликтом, а криминальным переделом собственности.
Подобные оценки появляются потому, что, с одной стороны, приписывание коллективной агрессии, ненависти народу унижает как достоинство отдельных людей, так и достоинство народа в целом. А с другой стороны, такие оценки часто возникают из-за нежелания признать, что в отношении какой-то группы допускалась дискриминация или что у этнической группы могут быть спе цифические интересы.
Вся система понятий, используемая в научной литературе при характеристике межэтнических конфликтов, является предметом дискуссий. Не существует единого общепринятого определения конфликта. Вместе с тем дефиниция конфликта, предложенная Льюисом Козером, является одной из наиболее распространенных в научной литера-туре.
Американский социолог определял конфликт как поведение, которое влечет за собой борьбу между противо-положными сторонами из-за дефицит-ных ресурсов. Такая борьба включает себя попытки нейтрализовать или устранить противника, а также причинить ему вред3. В этой дефиниции подчеркивается, что не всякое противо-речие и не всякая взаимная ненависть сознании перерастают в конфликт, а лишь те из них, которые проявляютс межгрупповом поведении и реализу-ются в конкретных действиях, направ-ленных против другой стороны. Эти действия могут быть различными – от психологической травли до физическо-го насилия. Предмет конфликта – де-фицитные ресурсы – понимаются в са-мом широком смысле, как некие блага (материальные и духовные), включая, разумеется, и территорию. Вытеснение одних сообществ другими с территории их проживания – одно из самых распространенных следствий конфликта.
1.Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. - М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007-572 с.
2.Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2009.-316 с.
3.Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008- 231с.
4.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.- 860с.
5.Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.-269с.
6.Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.
7.Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2007.- 479с.
8.Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008 -431с.
9.Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.-734с.
10.Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. - М.: Гранд, 2009. - 602с.
11.Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.-234с.
12.Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009- 447с. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
13.Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.-317с.