Реферат|История

Реферат Опричнина как социальное и политическое явление

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 11

Введение

  1. Предпосылки возникновения опричнины
  2. Развитие опричнины и ее отмена

Заключение

Список литературы  

XVI век является, по образному выражению видного историка А.А. Зимина, «порогом» нового времени русской истории уже потому, что истекавшая в 1592 г. седьмая тысяча лет от сотворения мира ожидаемого в России «конца света» не принесла [3, с. 32]. Однако время, отсчитываемое с этого периода, стало действительно «новым». Об этом столетии трудно говорить как о чем-то едином. Экономический подъем первой его трети сменяется стагнацией к середине века и экономическим кризисом в 70 - 90-х годах. Процесс упрочения великокняжеской, а затем царской власти также знает два периода смуты - после смерти Василия III в 30 - 40-е годы, а затем в 80 - 90-е - после смерти Ивана IV. Развитие общественной мысли, несколько задержанное в самом начале века первыми на Руси инквизиционными кострами для религиозных вольнодумцев (декабрь 1505 г.), достигает небывалого расцвета к середине века, чтобы затем, в годы опричнины и хозяйственной разрухи конца века, практически исчезнуть с поверхности общественной жизни, заявив о своем существовании ярким всплеском рабьего учения Феодосия Косого.

В XVI в. неуклонно идет процесс превращения вассалов великого князя в его подданных. Так, значительная часть княжеских владений при Василии III превращается в вотчину: если часть князей оказывалась наместниками в своих же владениях, то часть получала вотчины в других местах, многие вотчины дробились и мельчали. Великий князь был заинтересован в том, чтобы земли получали из его рук, а необходимые для раздач земли еще были (новгородские, княжеские тверские, земли черносошных - государственных крестьян). И если в начале века поместья (условные держания) приближались по условиям владения к вотчине, то к концу века, напротив, вотчина стала ближе к поместью. Причем поместья давались не только неименитым людям, но и боярам и князьям. Особой заботой государя были крупные монастыри, увеличивающие свои доходы за счет вкладов «на упокой души», торговых и ростовщических сделок. Видя в монастырях опору своей централизаторской деятельности, великий князь, однако, стремился если не ограничить монастырские владения (эти попытки ни в XV, ни в XVI в. успеха не принесли), то хотя бы сделать рост церковных богатств подконтрольным.

Как видим, XVI век стал для страны эпохой больших перемен. Одной из них стало явление опричнины. Цель данной контрольной работ – описать опричнину, ее политические и правовые последствия.

 

1. Предпосылки возникновения опричнины

Знаменитый русский историк В.О.Ключевский как-то заметил об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». Действительно, всего семь лет существовала опричнина, но как много ученых «копий» сломано над выяснением ее причин и целей.

В целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:

1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов);

2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его «самовластию». Последняя точка зрения, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников). Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают, что опричнина «целилась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.

Видимо, причины появления опричнины надо искать не в борьбе с определенными социальными группами, а в реакции пытающейся усилиться самодержавной власти на альтернативу государственного развития, представленную сословно-представительными учреждениями.

Термином «опричнина» по давней традиции назывался особый удел вдов погибших воинов-дворян, после того как большая часть земельного владения переходила снова к князю. Опричниной Иван Грозный называл выделенный им для себя в стране удел, имевший особое войско и аппарат управления.  Начало политики опричнины связано с событиями 1565 г., когда царь отказался от престола, в связи с изменами бояр. Политический расчет этого шага был в том, что согласие возвратиться на престол Иван Грозный обставил тремя условиями: право казни изменников по своему усмотрению; введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности; выплата на на первоначальное устройство остальной частью страны (земщиной) 100 тыс. р. – огромной суммы по меркам того времени.

В свой удел (опричнину) царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре России, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Опричный корпус – тысяча специально отобранных дворян – получил поместья в опричных уездах, при этом все земцы из них выселялись. В опричнине была создана своя Дума, свой двор, внутренние приказы. Иван Грозный сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами, от текущего управления он устранился, а все тяготы Ливонской войны лежали на земщине. У опричного корпуса было только две обязанности: охрана царя и истребление изменников.

Борьба с возможною изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только лишь отдельные боярские или дворянские семьи, но даже целые города. Множество казней прошло в Новгороде (по минимальным подсчетам, жертв было около 3 тыс. чел.). Поводом к этому были подозрения Ивана Грозного об изменнических связях новгородцев с польским королем. Опричный террор принимал ужасающий размах, менялись главари опричнины (когда А. Басманов был казнен, на его место встал Малюта Скуратов), но расправы над «изменниками» не прекращались. Жертвами репрессий становились и именитые бояре со всеми близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем «маленькие» люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась целых 7 лет – до 1572 г. Отмена опричнины была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.

История опричнины до сих пор не совсем ясна, существует несколько теорий, пытающихся объяснить смысл и причины политики государственного террора Ивана Грозного. Ряд историков видят в опричнине сверхжесткий путь к централизации власти. По их мнению, отказ Ивана Грозного от реформ был продиктован желанием ускорить темпы централизации. Другая теория связывает причины опричнины с желанием царя обладать всей полнотой государственной власти. Пока Иван Грозный был слишком молод, он терпел рядом с собой умных и властных советников (Избранную раду), а когда получил необходимый политический опыт, то отстранил их и стал править один. Ряд историков видят в опричнине способ борьбы с главными противниками централизации (новгородским сепаратизмом, церковью и др.). Существует точка зрения, причина опричнины - психические расстройства царя, его болезненная подозрительность и жестокость. Жертвой необузданного гнева царя стал и его старший сын – наследник престола Иван, которого он смертельно ранил. И хотя фактические знания о событиях опричнины сегодня сильно расширились, непротиворечивое объяснение этого события российской истории вряд ли возможно.  Но последствия опричнины и их влияние на дальнейший ход событий довольно очевидны. Прежде всего, опричнина привела к тяжелому экономическому кризису. Запустели деревни, в новгородских землях до 90% пахотной земли не обрабатывалось. Последствия для государства, основу экономики которого составлял аграрный сектор, были ужасны.

  1. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. - М., 1982. – 897 с.
  2. Измозик В. С. Жандармы России — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 640 с.
  3. Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2-х тт. - Смоленск, 1996. – 908 с.
  4. Флоря Б. Н. Иван Грозный. - М., 1999. – 433 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История
2012 год 14 стр.
Реферат Наука и постмодернизм
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское