Данная работа посвящена анализу понятия информационного общества и основных теоретических подходов к определению информационного общества, а также анализу последствий, которые оно вызывает в социально-экономических областях человеческой жизни.
Сегодня мы видим, что коммуникационно-информационные потребности общества находятся в процессе постоянного возрастания и развития. Информационное общество перестало быть отдаленной перспективой. Информационные технологии рождают в социуме новые области человеческого бытия, наиболее известным примером которых является Интернет. Вместе с появлением новых каналов скоростной передачи информации ускоряется социальное развитие, убыстряется взаимодействие между различными социальными группами. Процессы интеграции, происходящие внутри мирового сообщества, немыслимы без информационных сетей, которые продуцируют общее коммуникативное пространство для взаимодействия.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что современные технологии оказывают все возрастающее влияние на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, средств массовой информации, развитии институтов демократии. ц Информационные и телекоммуникационные технологии породили не только разнообразные социальные проблемы, но и способствовали возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Данная теория находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 60—70-х годах XX века и носили не столько научный, сколько прогностический характер.
Несмотря на достаточную распространенность самого термина «информационное общество», требуется дальнейшая работа по определению теоретических подходов к его осмыслению.
Объект исследования данного курсовой проекта – информационное общество.
Предмет исследования – понятие и особенности информационного общества и проблемы информационного общества
Цель исследования – осуществление социально-философского анализа к теоретическим подходам определения информационного общества и изучение спектра основных его проблем.
Для достижения этой цели в данной курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть становление понятия информационного общества;
– раскрыть понятие информационного общества;
– изучить особенности информационного общества;
– показать спектр основных проблем информационного общества;
– определить положительные последствия формирования данного феномена;
– определить отрицательные последствия формирования информационного общества
В качестве методологической основы рассмотрения поставленной проблемы явились общенаучные методы и принципы системного подхода, анализа и синтеза, абстрагирования, идеализации и аналогии, единство исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.
Тематика обсуждения информационного общества принадлежит различным иностранным исследователям. Среди них Р. Арон, 3. Бжезинский, 3. Бауман, Н. Луман, Д. Белл, В. Эттель, Т. Бэрман, Дж. Ж. Фурастье, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер, Дж. Гэлбрэйт, М. Кастельс, Й. Масуда, и др. Многие из них опираются взгляды О. Конта, Дж. Кейнса, М. Вебера и др.
Большой вклад в изучение информационно-коммуникативных процессов внесли А. И. Ракитов, В. Г. Ершов, Н. Н. Моисеев, В. Г. Афанасьев, А. Д. Урсул. Социологические аспекты информации получили развитие в работах О.Н. Вершининой, А. И. Каптырва, Н. В. Лопатиной, И. С. Мелюхина, И. В.Соколовой, Д. С. Черешкина и др.
Структура данной курсовой работы обусловлена поставленной целью и связанными с ней задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Понятие информационного общества
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
- увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
- возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
А также создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
- эффективное информационное взаимодействие людей;
- их доступ к мировым информационным ресурсам;
- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
- развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Середина 90-х гг. XX века ознаменована тем, что Интернет из военной сети, стал глобальной. С этого момента понятие об информационном обществе, которое основывалось на возможности всего лишь обрабатывать информацию, внезапно стало реальностью. В первый раз об обществе, организованном на работе с информацией, начали говорить в начале 50-х гг минувшего столетия.
Понятие информационного общества стало распространенным намного позднее - к концу XX столетия, в пору «всеобщей информатизации и компьютеризации». Первопроходцами информационного общества были американские ученые-кибернетики - Норберт Винер, Клод Шеннон, Алан Тьюринг, Джон фон Нейман, и советский математик - Андрей Николаевич Колмогоров. Их работы и исследования совершили бум компьютерных технологий.
Говоря о философском корне информационного общества, следует упомянуть Карла Поппера, Жана Бодрийара, так же, как и Збигнева Бжезинского, Дэниэла Белла и Фрэнсиса Фукуямы, которые выдвинули тезис о появлении идущего на смену о индустриальное общество «постиндустриального». Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft», также принимал не малое участие в становлении этого термина.
Сейчас в мире происходит переход к социально-экономической стадии, социуму, который вберет в себя множество всемирных инфраструктур. Условно обозначают две существенные модели формирования информационного общества - западная и восточная.
Западная модель выбирает европейский путь развития, восточная же-Китай(КНР). Главным моментом политики стран ЕС является отыскивание баланса между контролированием государства и принципами рынка. Этот момент был отмечен в постановлении ЕС от 1993 года, где говорилось о необходимости баланса социальной и рыночной ориентаций. В создании модели формирования информационного общества не последнюю роль играют мировые культурные особенности. Во многом именно они устанавливают спрос в государстве на информационные технологии. Например, сейчас стало известно, что в Европе отправка e-mail с мобильного телефона не прижилась. А в Японии такой услугой на данный момент пользуются 22,7 млн, которые в большинстве используют телефон именно для e-mail.
В американском пути формирования информационного общества свойства государства минимальны, а функционирование частных лиц - максимальна. К примеру, США солидарна с Великобританией, что сначала необходимо выстроить информационные пути, на основе которых на будет развиваться сфера услуг. В сфере культурного воздействия подходы расходятся. США делают упор на развитие методом «домашних развлечений», а в Великобритании спроса на данные изделия нет.
В основе восточной модели (Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур) - сотрудничество рынка и государства, установление связи между культурными ценностями социальными модификациями. Успех основан на участии государства в принятии решений в сфере значительных вложений личного капитала. К проблемам это модели относят стабильно растущую конкуренцию в производстве и внедрение новейших информационно-коммуникационных приспособлений. специального внимания заслуживает Сингапур, который разработал план под названием «Интеллектуальный остров». В его намерения входит идея, становления одной из главных стран в мире с информационной инфраструктурой, которая обеспечивает связь компьютеров на рабочем месте, школе, доме.
Современный социум проходит один из самых неоднозначных моментов своего формирования. На замену постиндустриального общества является информационное, где глобальность - это один из важнейших моментов. Уровень готовности к полному переводу в эпоху знания, модель его установления в большой степени определены величиной социально-политического развития социума, и не все государства могут быть всецело готовыми к новейшей ступени человеческой эволюции. Так или иначе, глобализация экономических взглядов и НТР дозволяют сделать минимальными расходы государств на приготовление к этому периоду развития.
Использование новейших информационно-телекоммуникационных гаджетов завоевывает определяющее значение при повышении экономики. Роль новейших технологий, Интернета, будет заметно усиливаться. Понятие информационного общества достаточно широко и содержит в себе, прежде всего, мировую информационную индустрию, которая развивается на фоне растущей роли информации. Ход информационных реформ в мире необратим, но им облечены далеко не все страны.
Создается новейшая карта мира, информационная, показывающая состояние предоставленной среды в каждом регионе. В соответствии ей, самая высокая плотность информации достается сегодня, в первую очередь, на страны ЕС, США, и Японию. В остальных местах эти показатели существенно ниже, а в каких-то местах сходят на нет. Но даже в данных развитых государствах общество очень далеко от того, чтобы его с полной уверенностью можно было назвать «информационным». Даже сейчас большое число людей в этих странах занимаются простым трудом, многие сферы используют давние технологии, и страдают от недостаточной развитости коммуникационной инфраструктуры.