ВВЕДЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАВНОВЕСНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
1.2. Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
1.3. Основные положения закона Сэя
- МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАВНОВЕСНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Классическая модель равновесного производства
2.2. Кейнсианская модель равновесного производства
2.3. Использование модели Кейнса для анализа макроэкономического равновесия на товарном рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В теории равновесия имеются как общие положения, так и специфические концептуальные подходы представителей различных школ и направлений. Различия в подходах связаны с глубиной разработок, с изменениями самой экономической действительности. В той или иной степени, они обычно отражают национальные особенности и конкретные ситуации отдельных стран. Анализ функциональных зависимостей между отдельными макропараметрами помогает понять ситуацию, уточните экономическую политику, но не дает универсальных решений.
В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций. Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата W), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров (через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы.
В отличие от классиков Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.
Кейнсианская модель AD - AS - базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.
Целью написания курсовой работы является сравнение различий между классической и кейнсианской моделями равновесного производства.
Исходя из поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть понятие равновесного объема производства;
- изучить закон Сэя и основные его положения;
- проанализировать кейнсианское и классическое понятие общей модели равновесия.
Объектом изучения является равновесное производство.
Предметом изучения модели равновесного производства.
В ходе выполнения работы будут использоваться нормативно-правовые документы, научно-методическая литература, труды современных отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой тематике.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РАВНОВЕСНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
В современной экономической теории макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей. Важнейшими агрегатами являются реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг и уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг. Реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей ВНП или НД. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики часто используются не абсолютные показатели ВНП, а относительные - темпы прироста. Уровень цен также характеризуется дефлятором ВНП или годовым темпом прироста цен. Таким образом полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ.
Совокупный спрос (AD) представляет собой модель, показывающую различные объемы товаров и услуг, т. е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке и может определяться как ВНП, рассчитанный по потоку расходов. Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, приводит в действие так называемый мультипликационный процесс, выражающийся в превышении прироста национального дохода над увеличением спроса. Коэффициент, показывающий насколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса, называется мультипликатором - К (лат. multiplico - умножаю).
Изменение составных элементов структуры ВНП сопоставимо с изменением неценовых факторов совокупного спроса. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной (рис. 1.1).
Рис. 1.1. График совокупного спроса
Это объясняется действием ценовых факторов совокупного спроса при неизменной денежной массе, показанных в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Ценовые факторы совокупного спроса
Ценовые факторы
|
Характеристика
|
Эффект процентной ставки
|
Рост уровня цен заставляет потребителей и производителей брать деньги в долг. Это приводит к повышению процентной ставки, поэтому потребители откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
|
Эффект кассовых остатков (эффект богатства)
|
При повышении цен стоимость финансовых активов (кассовых остатков) падает и население, владеющее ими беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.
|
Эффект импортных товаров
|
При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные - растет.
|
Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос увеличивается, либо влево и вниз, когда он уменьшается. Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса.
Совокупное предложение (AS) есть модель, показывающая уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП, рассчитанного по потоку доходов. Среди факторов, влияющих на AS, выделяют те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара: технология производства, издержки и т. д., а также количество и качество применяемых факторов производства. В этой связи кривая совокупного предложения имеет восходящий вид. Ценовые факторы, связанные с предложением на отдельных рынках, показывают движение по кривой совокупного предложения. Неценовые факторы, изменяющие издержки (цены на ресурсы, рост производительности, государственное регулирование), смещают кривую вправо и вниз при уменьшении издержек, и влево и вверх - при их увеличении. Однако очертание кривой совокупного спроса являлось предметом острых дискуссий в экономической науке.