Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы распространения ядерного оружия в мире
1.1 Риски распространения ядерного оружия
1.2 Сущность международному режиму нераспространения ядерного оружия
Глава 2. Направления распространенности ядерного оружия в мире
2.1 Обзор ядерных установок для мирных целей
2.2 История развития ядерной программы Северной Кореи
2.3 Риск распространения ядерного оружия по странам. Позиция Северной Кореи по распространению ядерного оружия
Глава 3. Направления сдерживания распространения ядерного оружия Северной Кореей
3.1 Инструменты для контроля и сдерживания распространения
3.2 Перспективы развития ядерной программы Северной Кореи
3.3 Пути ограничения ядерной программы Северной Кореи
Заключение
Список литературы
Любой топливный цикл атомной энергетики и особенно некоторые его элементы несут в себе определенные риски, относящиеся к системе безопасности. Материалы для ядерных реакторов, секреты ядерного производства и технологии подвержены распространению. Эксперты по ядерной энергии подвержены миграции. Об этом известно уже на протяжении десятилетий. История предоставляет нам «говорящие» примеры. Сам факт наличия большого количества своеобразных мер предосторожности, таких как, например, политика нераспространения ядерного оружия, особый контроль за экспортом, проверка работающего персонала, программы обеспечения надежности персонала, работающего с ядерным оружием, - все это дополнительно свидетельствует о существовании угрозы распространения ядерного оружия. На протяжении всей холодной войны опасения по поводу ядерного распространения вызывали, главным образом, государства, которые стремились получить материалы, технологии или секреты производства ядерного оружия.
Под подозрением оказывались многие государства и их ядерные программы. В 60-х и начале 70-х гг. в числе стран, попавших под особое наблюдение, были Германия, Индия, Израиль, Япония и Швеция. В середине 70-х и в 80-е гг. - Аргентина, Бразилия, Египет, Индия, Иран, Ирак, Пакистан, Южная Корея, Тайвань и Южная Африка.[1]
В начале 90-х особое внимание уделялось Ирану, Ираку, Пакистану и Северной Корее. Почти всем странам, не имеющим ядерного оружия, но начинающим или уже проводящим ядерные исследования, а также странам, которые работали над краткосрочными или долгосрочными энергетическими программами, - был задан вопрос об их стремлениях и замыслах в отношении ядерного оружия.
Однако вплоть до окончания холодной войны, число стран, которые в действительности располагали ядерным оружием, оставалось невелико: помимо постоянных членов Совета Безопасности ООН, только Израиль, Индия и Южная Африка создали ядерную бомбу.
Договор о нераспространении ядерного оружия, меры безопасности, применяемые Международным агентством по атомной энергии, многосторонний, а также государственный контроль за технологией и экспортом - все это, в сочетании со сдержанностью в данном вопросе неядерных стран, а также и то, что ядерные державы предоставляли гарантии безопасности и/или применяли дипломатию принуждения, способствовало сдерживанию числа стран с ядерным оружием.
После окончания в 1991 году военных действий в районе Персидского залива, международные инспекторы обнаружили секретную ядерную программу Ирака, о которой до этого момента не знали и которая была более развита, чем ожидалось. Эта программа существовала несмотря на все междунаролдные меры по нераспространению ядерного оружия. В 1998 году Индия и Пакистан удивили весь мир, проведя ядерные испытания. И наконец, после десятилетнего кризиса, в 2003 году Северная Корея стала первой страной, которая будучи официально неядерной державой, вышла из Договора о нераспространении и объявила о наличии ядерного оружия.
Северная Корея, возможно, даже получила ядерное оружие в ходе проведения своей «гражданской» ядерной программы, несмотря на все меры по нераспространению. И хотя к Северной Корее относились со всеобщим недоверием и против нее были применены санкции, страна смогла максимально приблизиться к созданию ядерного оружия. После истории с Северной Кореей ко всем новым гражданским ядерным программам, включающим в себя не только легководные реакторы, будут относиться еще более скептически.
Цель курсовой работы – изучить перспективы развития ядерной программы Северной Кореи в рамках общемировой борьбы за нераспространение ядерного оружия.
Задачи курсовой работы:
- Провести анализ теоретических основ проблемы распространения ядерного оружия в мире;
- Изучить направления распространенности ядерного оружия в мире;
- Проанализировать позицию Северной Кореи по отношению к соглашениям о нераспространении ядерного оружия;
- Оценить возможности развития ядерной программы Северной Кореи;
- Рассмотреть пути ограничения развития ядерной программы Северной Кореи.
Курсовая работа содержит три главы. В основе курсовой работы лежат материалы научной и учебной литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы распространения ядерного оружия в мире
1.1 Риски распространения ядерного оружия
Все риски ядерного распространения, которые характерны для гражданского ядерного топливного цикла, делят на две группы. К первой группе относятся риски, возникающие из-за утраты контроля в рамках ядерных программ в мирных целях. Ядерные материалы, технологии и секреты производства могут быть украдены и переправлены заграницу с целью поддержать военную программу в другой стране.
Примером этому может служить случай с кражей технологии по обогащению урана с использованием центрифуги, которую в 1974 совершил пакистанский ученый Абдул Кадыр Хан, работавший на заводе URENCO в Голландии; его деятельность по обеспечению Ирана, Ливии и Северной Кореи ядерными технологиями и оборудованием показала, что страна, получающая технологии, неизбежно становится страной, их распространяющей. Таким образом, распространению подвержены не только ядерные материалы, технологии и производственные секреты, но также и знающий и квалифицированный персонал ("утечка мозгов"). Распространение этих элементов может происходить как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.[2]
Вторая категория рисков распространения содержит те же основные элементы: ядерные материалы, технологии, секреты производства и квалифицированные специалисты. Однако в этой категории гражданская ядерная программа используется для обеспечения реализации военной программы или же просто преобразуется в военную ядерную программу. Государство принимает решение реализовать военную ядерную программу и для ее успешного осуществления использует как местные, так и внешние источники снабжения.
Для развития ядерного потенциала страны и негосударственные образования могут выбрать вариант создания оружия на основе урана или плутония. В обоих случаях потребуется значительное количество ядерного топлива. По данным МАГАТЭ, минимум, который необходим для создания простого, но действующего ядерного - 90 процентов и больше) или 8 кг плутония -239. 10
Высокообогащенный уран может быть получен на разного рода обогатительных установках. Наибольшее распространение получил способ обогащения урана с помощью центрифуг. Плутоний - это побочный продукт, получаемый в результате облучения ядерного топлива в реакторе. В зависимости от вида реактора и от времени облучения, образуется разное количество оружейного плутония -239 и/или реакторного плутония - 240. И перед тем как использовать плутоний для создания ядерного оружия, его необходимо выделить из отработавшего ядерного топлива; это выделение происходит на химических перерабатывающих установках.[3]
Программы по созданию или по исследованию возможностей создания ядерного оружия можно разделить на две категории. К первой категории относятся программы, которые с самого начала разрабатывались в военных целях. Такие программы были у США, Великобритании, Советского Союза и Китая. Вторая категория объединяет программы, которые формально начинались как мирные, а военный аспект был или секретным приложением с самого начала или был добавлен позднее. В отношении многих таких программ достаточно сложно сказать, заложены ли были военные цели в них с самого начала. Франция, Индия, Израиль, Северная Корея и Южная Африка - в этих странах ядерные программы стартовали в качестве мирных.
Кроме того, страны можно различать по методу (на основе урана или плутония), который они используют для создания ядерного оружия. США, Советский Союз, Соединенное Королевство, Китай и Пакистан используют оба метода. Израиль, Индия и, возможно, Северная Корея добились успеха, используя метод создания ядерного оружия на основе плутония. И только Южная Африка стала единственной страной, которая использовала уран.
В зависимости от выбранного метода, страны рассматривают свои потребности в местном топливном цикле. Стране, выбравшей метод на основе урана, понадобится обогатительная установка, а наличие установок по переработке и выделению плутония необязательно. Также совсем необязательно наличие тяжеловодного реактора, который больше подходит для производства оружейного плутония. И наоборот. Таким образом, страны, придерживающиеся только одного из двух описанных методов, теоретически могут ограничиться открытым топливным циклом, в то время как странам, которые используют оба метода для создания ядерного потенциала, потребуются все составляющие замкнутого топливного цикла. Исторически многие страны пытались придерживаться обоих методов и поэтому заявляли о необходимости замкнутого топливного цикла.