Реферат|История

Русь и Византия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 15

Введение

  1. Русско-византийские отношения в 10 - 15вв

1.1 Политические связи Византии и Руси

1.2 Византийское влияние на религиозную и культурную жизнь Руси

  1. Византийская традиция и формирование русского централизованного государства(15 - 17вв.)

2.1 Золотая Орда и Византийская традиция в эволюции русской государственности

2.2 Русская православная церковь как правопреемник Византии

Заключение

Список использованной литературы

Влияние Византии на политическое, правовое и духовное развитие Древней Руси до сих пор остается объектом многих исследований со стороны историков, политиков, правоведов, культурологов.

Отсюда актуальным представляется исследование в данной контрольной работе вопроса о влиянии Византии на Древнюю Русь.

Объект исследования представленной работы – отношения Византии с Древней Русью.

Предмет исследования – определение факторов в отношениях Византии с Древней Русью, повлиявших на становление политической, правовой и духовной культуры Древней Руси.

Целью исследования является определение роли Византии в отношениях с Русью на дальнейшее развитие нашей страны.

В работе использованы труды Гумилева Л.Н., Бибикова М.В., Владимирского-Буданова М.Ф., обзор исторических трудов Литаврина Г.Г., а также учебники Исаева И.А., Рыжова К.В., Вальковой В.Г., Вальковой О.А.

Значение византийской культуры заключается не только в исключительных новациях духовной жизни, но и воздействиях на различные цивилизационые локалы. По уровню образованности Византия опережала Западную Европу. Она дала миру высокие образцы литературы, искусства, фундаментальной мысли, эстетического мышления. Византийская философия стала рубежным этапом формирования православного мира.

Особенности культуры Византии связаны с рядом влияющих на ее развитие факторов: оформление идеологии в полемике с язычниками, христианскими еретиками, исламом; развитие философии в контексте консолидации православной культуры.

Оценка влияния духовной культуры Византии существенна для понимания социокультурной эволюции России: властного механизма, религиозной жизни, культурных детерминант российского социума. Чтобы понять сегодняшнюю Россию, важно уловить особенности евразийского космоса, выявить содержание тех идейных источников, которые оказали влияние на развитие российского духовного строя.

 

1. Русско-византийские отношения в 10 - 15вв.

1.1 Политические связи Византии и Руси

В системе политических взаимоотношений Византии с окружавшими ее странами и народами большое значение имели в IX—X вв. ее отношения с северными соседями. «Варварский мир» Северного Причерноморья переживал в эту эпоху бурные социально-экономические перемены, отразившиеся и на политической ситуации на берегах Черного моря. Наиболее существенные изменения в политическую обстановку на северных берегах Черного моря внесло возвышение и укрепление нового государства — Древней Руси. Неуклонно следуя излюбленному принципу «разделяй и властвуй», византийская дипломатия сосредоточила свои усилия на том, чтобы помешать распространению русского влияния на Причерноморье, отрезать Русь от Черного моря  [5, с. 143].  

В борьбе, затянувшейся на несколько веков, Русь оставалась наступающей стороной. Тревога за свои позиции в Причерноморье и за северные границы была главным мотивом в политике Византии по отношению к Руси. Эта борьба не могла перерасти в сколько-нибудь длительный вооруженный конфликт — географические условия исключали возможность ведения широких военных действий. Русь обладала тем преимуществом, что была в состоянии время от времени наносить чувствительные удары по важнейшим византийским центрам. Византия в ответ действовала чужими руками, натравливая на Русь соседние народы. Кроме того, одним из важнейших средств византийской политики становится христианизация Руси. Византия, безусловно, рассчитывала, что вслед за религиозным удастся распространить на Русь и политическое влияние. Представление о праве императора на власть во всей «ойкумене» составляло неотъемлемую черту политического мировоззрения византийских государственных деятелей, дипломатов и философов. Но эта доктрина оставалась бесплодной догмой там, где империя не могла утвердить ее с помощью материальных средств.

Именно так сложились отношения Византии с Русью: империя была вынуждена постепенно сдавать одну позицию за другой.

В IX в. в Византии начался подъем крупных городских центров. Укреплялись и расширялись экономические связи с соседними народами (см. выше, стр. 134). В то же время IX столетие было переломным и в экономической и политической истории восточных славян. Улучшалось ремесленное производство, прогрессировало пашенное земледелие, росли города. Происходила политическая консолидация восточнославянских племен, создалось единое Русское государство.

Рост могущества Древнерусского государства вызвал тревогу у византийских политических деятелей. Тяга господствующей верхушки «варварских государств» к богатствам империи была хорошо изведана в Византии. Империя готова была из соображений безопасности границ пренебречь торговыми выгодами от сношений с «варварами-язычниками». Во многом эти опасения были основательными. Купцы «варваров» еще соединяли торговлю с грабежом, а правители молодых государств, стремясь утвердить свои права на международной арене, не останавливались перед чисто грабительскими походами в чужие земли.

Инициатором в развитии связей с Византией стало Русское государство. Чрезвычайно заинтересованное в установлении регулярных отношений с Константинополем, оно силой оружия шаг за шагом преодолевало преграды, созданные усилиями византийской дипломатии [7, с. 43].

Первым этапом в развитии византино-русских отношений было установление связей Руси с византийской колонией в Крыму — Херсоном, торговля которого с «варварами» Причерноморья была главным источником его существования и процветания. Позднее появилась тенденция к установлению прямых связей с империей, минуя посредничество херсонитов. В этом, однако, не были заинтересованы ни Херсон, ни Константинополь: первый — по экономическим, второй — по политическим мотивам. Херсон стал военным форпостом, препятствовавшим продвижению русских к южным берегам Черного моря. Устье Днепра было издавна освоено херсонитами. Чтобы вывести из Днепра в море большой купеческий караван или провести войско, необходимо было доброе согласие херсонитов. Недовольство русских возбуждали и торговые пошлины в Херсоне. Ибн-Хордадбех, писавший в 40-х годах IX в., сообщает, что русские купцы «вывозят меха белок, чернобурых лисиц и мечи из крайних пределов славянства к Румскому морю, и берет с них десятину румский властелин».

Второй этап византино-русских отношений характеризуется попытками русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии. Византийцы знали русских задолго до их появления под стенами Константинополя. Во всяком случае жители Амастриды были знакомы с русскими до середины IX в.

По-видимому, установление непосредственных торговых связей русских, силой прорвавших блокаду херсонитов, с городами метрополии было далеко не мирным процессом. При этом русские, по всей вероятности, предпринимали и грабительские набеги на прибрежные города Понта.

Автор «Жития Георгия Амастридского» склонен отождествлять русских с «тавроскифами». По его словам, язычники-русские, поклоняющиеся рощам и лугам и приносящие им жертвы, сохраняют и «древний обычай тавров — избивать иностранцев». «Таврические екифы» уже в середине IX в. служили в императорской гвардии: вполне вероятно, что это были русские наемники. Согласно легенде о захвате Киева Олегом, путешествие купцов с товарами по Днепру в Византию — обыденное явление. Во всяком случае нападение русских на Константинополь с многочисленным флотом не могло быть предпринято без достаточного знакомства с особенностями дальнего пути и без знания политической обстановки в империи и на ее границах.

Третий этап византино-русских отношений — начало непосредственных контактов с Константинополем. Попытку установить регулярные отношения со столицей империи еще в первой половине IX в. можно усмотреть в сообщении Вертинских анналов. При императоре Феофиле в Константинополь явились послы некоего «хакана». Не имея возможности вернуться на родину обычным (днепровским?) путем, поскольку он был перерезан враждебным народом (венграми?), послы возвращались окружной дорогой и в 839 г. прибыли в Ингельгейм к Людовику Благочестивому. Послы называли себя руссами, но автор Вертинских анналов считает их свевами (шведами). Известно, что и впоследствии не раз в числе послов русского князя в Византию оказывались норманские дружинники последнего.

Договоры русских с греками 907 и 911 гг. свидетельствуют об уже сложившейся системе дипломатических и торговых отношений, которые сохранялись, по всей вероятности, до конца IX в. Торговля с Византией способствовала увеличению экономического могущества правителей Руси — сюда они сбывали часть дани и военной добычи (меха, воск, мед, лен, шкуры, рабов). На константинопольском рынке можно было приобрести дорогие ткани, ценное оружие, изделия роскоши, изысканные яства.

Результатом византино-русских противоречий, выявившихся после заключения договора 911 г., был поход Игоря 941 г. На этот раз поход не был неожиданностью для византийцев. Узнав о приготовлениях Игоря, херсониты и болгары тотчас известили императорский двор. Молва о нашествии русских распространилась в Константинополе еще до официального оповещения херсонского стратига.

В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мирными. Русские купеческие караваны ежегодно прибывали в Константинополь. На пути к Константинополю русские опасались нападений врагов (печенегов) лишь до-границ с Болгарией. Очевидно, отношения русских с Болгарией, сохранявшей с 927 г. дружественные связи с Византией, были также мирными.

Однако уже в это время в отношениях Руси с империей проскальзывают черты настороженности и враждебности. Константин Багрянородный видел в Руси потенциального врага и делал ставку на печенегов как на союзников против русских. Русская летопись сохранила предание о недовольствие княгини Ольги приемом, оказанным ей в Константинополе. Правительница крупнейшего государства Восточной Европы была принята в соответствии с церемониалом приема мелких владетельных князьков Востока. По возвращении Ольга пыталась завязать переговоры с германским королем об организации христианской церкви на Руси.

В 986 (987?) г. теснимый в Европе болгарами, а в Азии мятежником Вардой Фокой, Василий II обратился к Руси за военной помощью. Обращение Василия было актом, подготовленным предшествующими дипломатическими сношениями. В завязавшихся переговорах Василий был вынужден принять встречные условия русских, а именно — выдать за русского князя порфирородную царевну, свою сестру Анну. Русские, и прежде всего сам князь, обязались принять христианство.

  1. Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси: Альбом /Сост. Ю. Малков; худ. Е. Никитин.– М.: «Панорама», 1995.
  2. Великая Русь. История и художественная культура X–XVII века: Славяно-византийский свод / Сост. Лихачев Д.С. и др.– М.: «Искусство», 1994.
  3. Православная Энциклопедия: В 25 тт. / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алекcия II.– М. Т. Русская Православная Церковь, 2000.
  4. Т. 1. А – Алексий Студит, 2000.
  5. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV–начала XV века).– М.-Л.: Изд. АН СССР, 1962.
  6. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV– начала XVI века).– [М.]: «Политиздат», 1946.
  7. Лихачев Д.С. Культура русского народа X–XVII вв.– М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961.
  8. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: Очерки из области русской литературы XI–XVII вв.– М.-Л., 1945.
  9. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.– М.: «Детская литература», 1989.
  10. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.– М.: «Просвещение», 1983.
  11. Лихачев Д.С. Заметки о русском. — 2-е изд., доп.– М.: «Советская Россия», 1984.
  12. Тысячелетние корни русской культуры: Материалы научно-методической конференции.– Новгород, 1972.
  13. Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции.– М.: «Наука», 1976.
  14. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII вв.: Книга для учителя.– 2-е изд., дораб.– М.: «Просвещение», 1984.
  15. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI– XVII века / Под ред. В.В. Бычкова.– М.: «Ладомир», 1996.
  16. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. IX– XVII века.– М.: «Мысль», 1992.
  17. Христианство и культура: Сборник докладов VII Международных Образовательных Рождественских Чтений: «Рождественские Чтения-99» .– М.: Изд. Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999.
  18. Горелова Н.Г., Пивоваров Б.И., протоиерей. Родная история. Начальный курс: Учебник для учащихся 5-го класса.– Новосибирск, 1995.
  19. Религии мира: Пособие для учителя / Под ред. чл.-корр. Я.Н. Щапова.– М., 1994.
  20. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры.– Спб.: «Наука», 2000.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История
2012 год 14 стр.
Реферат Наука и постмодернизм
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское