Практически во всех теоретических работах история праздничной культуры рассматривается, как правило, в аспекте идеологии и организации массовых зрелищ, которые, по большому счету, делятся на священные ритуальные игры и праздничные забавы, или, как образно утверждал М. Элиаде, на «священное и мирское». История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков.
Праздничный антракт, время вселенского смешения, поистине представляет собой период, когда мировой порядок отменяется. Оттого в это время позволяются любые эксцессы. Следует вести себя вопреки всяким правилам. Все должно делаться навыворот... Чтобы вернее возвратиться к жизненным условиям мифического прошлого, люди всячески стараются поступать вопреки обычаю. А с другой стороны, во всякой невоздержанности проявляется добавочная мощь, которая после чаемого обновления мира непременно принесет изобилие и процветание.
Можно привести несколько значений понятия «праздник»: религиозный день памяти культового события; день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического или гражданского события; официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий; веселье, бал, устраиваемый кем-либо; день массовых игр, развлечений (спортивный, зимний, военный, детский и др.); счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием; праздник в переносном смысле слова: испытанное от чего-нибудь наслаждение или сам по себе источник наслаждения.
И, наконец, в современном понимании праздник - это необычайно старый и широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп, в котором отдельные фазы жизни трактуются группой особым образом, требуют иного, чем в обычное время, способа поведения, требуют празднования.
Праздник, следовательно, культовая игра по поводу некоего события, имеющая зрелищный и активно деятельный характер, когда зритель принимает в нем непосредственное участие. Уже в средние века массовые праздники приобрели форму театрализованных зрелищ. В средневековье, в структуре народной культуры возникает и приобретает устойчивое значение зрелища в игровых и культовых формах.
Значение зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.
Со зрелищем как фазой культурной жизни связаны культурные явления, в принципе не имеющие места вне праздника. Здесь имеется в виду необычайно широкий круг поступков, вещей, обычаев, знаков, символов, целых комплексов, составляющих ритуал или праздничную церемонию.
Вопрос о природе, содержании и значении зрелища как особой формы культуры и способа удовлетворения духовных потребностей людей в период средневековья представляет собой очень сложную проблему, сложность которой обусловлена широтой самого явления и многообразием его функций: от социально-нравственной, до гедонистической, развлекательной и т. п.
В нашей работе мы попробуем проследить связь зрелища как театрализованного представления в культуре, и развитие культа в структуре зрелища это и есть цель данной работы.
- Значение и сущность театрализованного празднества и зрелища в средние века
Истоки театрализованных массовых зрелищ средневековья надо искать в сельских обрядах народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влиянием языческих верований. Несмотря на преследование церкви, деревенское население по древним обычаям праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожая; в играх, танцах и песнях люди выражали свою наивную веру в богов, олицетворяющих силы природы. Эти праздники и положили начало будущим массовым театрализованным действиям.
Эти массовые праздники были пронизаны здоровым юмором, выражали творческие силы народа. Постепенно, все больше терялся обрядово-культовый смысл, они отражали элементы реальной жизни, связывались с трудовой деятельностью, превращались в традиционные игрища, развлечения зрелищного характера, а с развитием торговли усиливается тяготение деревни к городу и эти массовые праздники вместе с народом перекочевали на улицы и площади городов. Эти праздники играли большую роль в жизни средневекового человека.
Участникам праздника предлагался особый тип поведения, при котором каждый должен быть хотя бы немного актером и принимать условное действие всерьез. Игра всегда действие, в которое вовлечены играющие. Однако, испытывая непосредственные переживания, связанные с участием в игре, наслаждаясь самим ее процессом и результатами, участники испытывали и эмоциональные переживания, вызываемые, в частности, зрелищностью игрового действия.
Само это игровое действо в условиях массового праздника выступало для одних в качестве непосредственного активного занятия, для других - в форме зрелища.
Празднуя значительное историческое событие, человек как бы вновь переживал его, идентифицируя себя в какой-то степени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игровом театрализованном действии. Театрализованное игровое действо становилось чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствовало его успеху.
Итальянский исследователь А. Банфи в статье «Природа зрелища» выдвигает два характеристических признака средневекового театрализованного зрелища - действенность и коллективность. Он разделяет многообразие зрелищных явлений на три основных типа. Во-первых, это зрелища «социальные сами по себе», к которым Банфи относит празднества, уличные события - все те явления, в которых нет ролевого разделения на актеров и зрителей; во-вторых, лишь обособленные зрелищные явления, имеющие своих исполнителей и зрителей, но с явно выраженным участием зрителей в представлении - обряды, ритуалы, церемонии; и, наконец, в-третьих, зрелище как самостоятельное явление, имеющее художественно организованную форму - театр в самом широком смысле.
Таким образом, итальянский исследователь оценивает зрелище в основном с точки зрения соотношения в нем действительности и коллективности.
Таким образом, художественно-организованное зрелище существовало и как игровое действо. Действо являлось системой операций и одновременно - символическим ритуальным актом, т. е. действием.