Введение
1 Теоретические основы «серого» импорта
1.1 Понятие и сущность «серого» импорта
1.2 Понятие недостоверного декларирования и ответственность за нее
1.3 Особенности «серого» импорта в РФ
2 Статистический анализ «серого» импорта в России
2.1 Структурный анализ «серого» импорта
2.2 Анализ «серого» импорта методом коэффициентов
2.3 Анализ «серого» импорта индексным методом
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике РФ, происходят существенные изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного контроля воза товаров «серого импорта», дать общую характеристику этому понятию, а также проанализировать ситуацию на Российском рынке.
Целью курсовой работы является на основе изучения теоретических основ статистики таможенного дела, а также анализа их показателей обосновать перспективы развития контроля ввоза товаров, которые подлежат недостоверному декларированию, выявить факторы, влияющие на него.
В связи с целью, поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть понятие «серого импорта»;
– изучить систему контроля по недостоверному декларированию;
– исследовать динамику «серого импорта» в России в настоящее время;
Предметом курсовой работы является таможенная статистика, объектом статистика «серого» импорта.
1 Теоретические основы «серого» импорта
1.1 Понятие и сущность «серого» импорта
Серый импорт – товар, ввезенный в страну по неофициальным каналам, растаможенный с нарушением таможенного кодекса и не имеющий гарантийного талона продавца, который подтверждает качество изделия, а также право потребителя на гарантийное и сервисное обслуживание. «Серый импорт» возникает при использовании торговцами и конечными потребителями дифференциации цен между отдельными странами.
С точки зрения Таможенного и Уголовного кодексов серый импорт – это та же контрабанда, закамуфлированная под легальный ввоз товара. Серый или параллельный импорт - не санкционированные правообладателями поставки оригинальной (т.е. неподдельной) продукции в ту или иную страну.
Практика «серого импорта» распространена. Например, миллионы телезрителей, наблюдая за репортажами с заседаний правительства, могли видеть стоящие перед министрами ноутбуки Vaio производства Sony (своеобразный правительственный «корпоративный стандарт»). Между тем до недавнего времени эти ноутбуки легально в Россию не ввозились, их официальные поставки начались лишь в прошлом году. Руководство представительства Sony не знает, каким образом ноутбуки Vaio попали в зал заседаний российского правительства.
Серый импорт считается безусловным элементом контрафакта представителями правообладателей, поскольку путает их планы поставок и не дает извлечь намеченную прибыль, провоцируя ценовой демпинг. К тому же осложняются отношения с дистрибьюторами в регионах, которые оперируют малыми объемами и очень чувствительны к неконтролируемым поставкам на их местный рынок.
У представителей госорганов такой однозначности нет. Кто-то согласен, что параллельный импорт – часть контрафакта. Кто-то искренне недоумевает, почему оригинальную продукцию, завезенную «левой» фирмой, причисляют к контрафакту, ограничивая это понятие подделками. Еще недавно остановить серый импорт было довольно сложно в силу преобладания мнения, что к контрафакту правомерно причислять исключительно подделки. На сегодняшний день действия таможни, судов, правоохранительных органов все чаще опираются на широкое толкование контрафакта. Важно отметить, что расширение границ контрафакта в правоприменительной практике не сопровождалось серьезными изменениями правовой базы. Изменение претерпела не буква закона, а ее трактовка, что явилось результатом сложного переговорного процесса бизнеса и власти.
Как показал опыт, серый импорт практикуют довольно разные участники ВЭД: мелкие торговые фирмы, крупные оптовые компании, челноки (их вклад в серый импорт ограничен в основном приграничными районами), и даже благотворительные фонды.
Что касается вопросов таможни, то они уже несколько дистанцированы от Потребителя и лежат, преимущественно, в сфере взаимоотношений бизнеса и государства. Тенденция здесь налицо. Памятуя о том, что суровость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их выполнения, таможенники сконцентрировались на детализации товарных позиций, подробно описывая типы, марки и прочая и прочая, относящегося к системам вентиляции и кондиционирования, тем самым в значительной степени ограничивая свободу маневра для климатических компаний – субъектов ВЭД (см. Письмо ГТК России от 1 октября 2002 г. №01–06\39110). Минимальная декларируемая стоимость «фуры» поднялась до 60 тыс. у. е. и это, определенно, не предел, хотя, применительно к машинам с вентиляционным оборудованием, где реальная стоимость ввозимой техники в разы меньше указанной суммы, данная ситуация граничит с абсурдом. Планы по таможенным сборам увеличиваются, контроль за их выполнением ужесточается, следовательно, возможности по, скажем так, не вполне официальным вариантам растаможки, асимптотически стремятся к нулю. Скажите, пожалуйста, а существует ли сегодня принципиальная разница в таможенных схемах между «официалами» и прочими, которые подчас вместе с ними таможатся у одного и того же брокера?
Так называемые «серые импортеры», ввозя тот же товар, что и официальные поставщики, но по неофициальным каналам, отбирают у официалов часть рынка и денег. Это неправильно. Мы согласны, что это неправильно. Повторяем, мы однозначно против контрабанды и прочих проявлений нецивилизованного рынка, мы – за равноправное взаимовыгодное сотрудничество всех операторов климатического бизнеса. Как известно, «Манифест коммунистической партии» был написан К. Марксом и Ф. Энгельсом еще в 1848 году. За истекшие 155 лет предпринимались неоднократные попытки этот самый коммунизм построить, да как-то все не выходило. Принципиальных противников среди нормальных людей вроде как нет.